?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

"Это сладкое слово хо..."

Понаблюдал за форумами тех.поддержки на самых разных сетевых службах, от Самиздата до технических форумов той же Федоры, и заметил набирающий популярность тип поведения.

Бесплатный сыр бывает все знают где. Однако тяга к бесплатному, «халяве» или «холяве», оба варианта равноправны, едва ли не самая главная страсть. Давняя, могучая и фундаментальная.

Собственно, в этом, самом по себе, нет ничего плохого. Одним доставляет удовольствие что-то предлагать, не требуя ничего взамен, другим — пользоваться бесплатным сыром. Нет, речь не про непременную мышеловку. Вот когда уговаривают и навязывают бесплатное, есть смысл задуматься. А если не навязывают а просто хвалят? Или даже и не хвалят?

Но я отвлёкся. Пользоваться холявой, или же нет — не более чем вопрос выбора. Я пользуюсь многими видами бесплатного сервиса, потому что они удобны. И если есть, за что сказать спасибо — говорю.

Ругать или хвалить холяву нет смысла, она была, есть и будет. Меня сейчас удивляет иное: то, как некоторые люди, взявшиеся пользоваться бесплатным сыром, искренне уверены, что все те, кто этот сыр приготовили и сохранили для них, обязаны «приседать», слушаться во всём и вообще испытывать неземную благодарность, что кто-то этот сыр удостоил внимания. Говорить за него спасибо нет необходимости, считают такие люди, это наше по праву!

Когда пытаешься объяснить таким, вежливо, что вообще-то это не право, пользоваться бесплатным, а привилегия, которую вам даровали его владельцы и создатели — не понимают! Требуют, угрожают порой, грубят. Это наше! Наше по праву, немедленно сделайте так, чтобы работало (стало лучше, было вот таким и т.д.).

В этом смысле мне понравилось объявление на форуме одной из бесплатных служб DNS-хостинга. там говорится примерно так: господа, мы вам ничего не должны. Если вы — бесплатный пользователь, от вас ожидается вежливое, точное и нейтральное описание проблемы, а мы постараемся найти решение при возможности. А лучше поспрашивайте пока у других пользователей, поищите на форуме или в приведённом списке частых вопросов. Нам не платят за то, чтобы помогать вам, тем более — если вы ведёте себя вызывающе. Мы рады вам, пока вы ведёте себя достойно, и помогаем вам просто потому, что нам приятно помогать людям — когда хотим.

Хороший подход.

Его очень недостаёт многим бесплатным службам, где и пользователи любят требовать того, что требовать не имеют права, и администрация любит встревать в склоки.

А я позволю себе сделать одно заключение. Холява — старинная, уважаемая и глубоко родная всем людям страсть. И предоставлять что-то бесплатно, без условий, просто потому, что можешь — порой очень приятно. По себе знаю. Но оборотной стороной является то, что вам никто и ничего не будет должен. Могут помочь, содействовать, научить, но — не обязаны.

Это, к слову, относится и к праву каждого творческого человека предоставлять или нет доступ к своим работам — за так. Не обязаны предоставлять, если кто не понял. А если предоставили, то как минимум предполагается пусть молчаливая, но благодарность. Или хотя бы понимание.На то и холява: не нравится — не ешь. Выбор всегда есть.

Кстати, я сам преданно, беззаветно и искренне люблю холяву. Хотя и не безрассудно. Та, которая в мышеловке, меня не интересует.

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 21 мнение — Высказать мнение )
(без темы) - datyshchev - 12 дек, 2009 04:53 (UTC) - Развернуть
temmokan
12 дек, 2009 09:42 (UTC)
Парадокс, как есть!
О том и хотелось сказать. Хотя среди моих давних и хороших знакомых нет людей с таким поведением.
(без темы) - datyshchev - 12 дек, 2009 17:50 (UTC) - Развернуть
elvit
12 дек, 2009 07:33 (UTC)
*с удовольствием ввязывается* ))))

1. Значит ли это, ругать книжку, выложенную на СИ, неэтично?

2. Значит ли это, что возмущаться и предъявлять претензии, скажем, к СУПу неправильно?

Кстати говоря, у нас на форуме Архивов пользователи в этом отношении всегда были очень вежливы. Правда, и мы всегда с самого начала говорили, что бедные и несчастные (и, к сожалению, так оно и есть).
temmokan
12 дек, 2009 09:40 (UTC)
По пунктам.

1) Требовать выкладывать книги на СИ - вот это, я думаю, неправильно. Просить - вполне нормально. А критиковать - вполне этично. Вообще, кто запрещает высказывать о том или ином произведении? Раз оно во всеобщем доступе с согласия автора - то автор как минимум понимает, что будут и отзывы.

2) В рамках пользовательского соглашения - если там что-то гарантируется хотя бы на уровне "стараемся обеспечивать то-то и то-то", уже как минимум есть основания интересоваться, если случились те или иные сбои.

Я говорю про бесплатное членство, само собой.

Приятно, когда есть такие форумы (я про Архивы). А в чём проявляется бедность и отсутствие счастья? В смысле, чего не хватает, чтобы счастья стало больше?
elvit
12 дек, 2009 16:01 (UTC)
1. Ну да. Я вот к этому: "На то и халява: не нравится — не ешь. Выбор всегда есть." Уж больно часто на замечание, мол, написано-то плохо, получаешь в ответ: "не нравится - не читай" с подразумевающимся продолжением "...а зачем же ругать-то?".

2. Тоже привязывалась к конкретной ситуации. Помните, сколько вою было, когда рекламу ввели? С одной стороны, ведь бесплатный же сервис, и в ТОSе вроде есть про рекламу слова, с другой, словосочетание "пользовательский контент" тоже известны многим... ))

> А в чём проявляется бедность и отсутствие счастья?
- В бедности. ))) У компании, которая держит сайт с форумом, нет стимулов на развитие проекта, поэтому минимально необходимая поддержка есть, а все что сверх - по остаточному принципу. :( Я не знаю, что нужно, чтобы поправить ситуацию. Думаю, вопрос не в средствах, а в людях.
temmokan
29 дек, 2009 04:28 (UTC)
1. Зависит от тона отзыва. Если мне пишут в грубых и резких тонах, как будто бы я пообещал что-то человеку, а дал совсем другое - тогда я просто отвечаю (если отвечаю), "не нравится - не ешь".

Если критика конструктивная, то польза от неё заведомо есть и отношение совсем другое.

2. Вопрос всегда в людях - в том, что они ожидают, и в том, что им кажется, что должны делать окружающие.
dgri
12 дек, 2009 10:10 (UTC)
Вот как раз история про бесплатную техподдержку

http://vadim-i-z.livejournal.com/2294471.html

Однажды на добровольных началах ответил в Службе поддержки ЖЖ на вопрос одного юзера. Тот попросил уточнений... потом еще... потом еще...
Ладно, в конце концов разобрались.

Сегодня обнаруживаю пост: девушка спрашивает, как вставить видео. И комментарий этого юзера:
vadim_i_z вот есть такой товарищ. Он обязан давать консультации по этому поводу в ливеджорнал

Дивно. Всё по Марку Твену, как и было сказано в заголовке. Есть у него такие Рассказы о великодушных поступках...
prokonova
15 дек, 2009 20:44 (UTC)
Есть такое чудесное выражение: "дважды оказанная любезность на третий раз становится обязанностью".
dgri
15 дек, 2009 22:06 (UTC)
Да, это хорошо и точно. Один раз назовёшь какую-нибудь хухоль на "вы", другой раз... И вот она уже официальная выхухоль.

Правда, нужно иметь в виду и другой возможный поворот сюжета:
один раз задумаешься и совершишь умный поступок, другой раз... А потом это может войти в привычку :).
temmokan
29 дек, 2009 04:26 (UTC)
Ни одно доброе дело...

Я примерно с тем же столкнулся в Блогах@Mail.ru.
prool
12 дек, 2009 10:45 (UTC)
Кстати, а почему "холява", а не "халява"?
morthan2006
12 дек, 2009 16:18 (UTC)
Присоединяюсь к вопросу. Почему? Особенно если вспомнить этимологию этого слова...
temmokan
29 дек, 2009 04:23 (UTC)
"Холява" - если не путаю, так называется болванка, заготовка для выдувки изделий из стекла. Есть даже такая профессия в современном классификаторе, "разносчик холяв". Работать с холявами было самым простым делом и подмастерья, которые дальше не продвигались, звались холявщиками. Поправьте меня, если ошибаюсь.

"Халев" - это вроде бы то самое бесплатное молоко?

Получается две формы, с разным происхождением, но родственным смыслом.

Edited at 2009-12-29 04:24 (UTC)
morthan2006
29 дек, 2009 18:51 (UTC)
Известная мне версия выводит это слово от голенища сапога, которое на старом русском (и современном украинском) называется «халява». Вроде как изобретено сие понятие было при непосредственном участии Е.И.В. Александра III.

История эта приводится вот здесь: http://irukan.livejournal.com/78128.html
temmokan
1 янв, 2010 04:58 (UTC)
Если верить толковому словарю Ушакова:

ХОЛЯ́ВА, холявы, жен.
1. В стекольном производстве - выдуваемый трубкой стеклянный цилиндр, расправляемый затем в листы для оконного стекла (тех.).
2. Сапожное голенище (обл., сапож.).
3. Широкий и короткий рукав, шланг (обл., спец.).

Так что все правы.
dgri
15 дек, 2009 22:11 (UTC)
На всякий случай заглянул в словари (уже приготовившись ругаться по поводу отсутствия там такого общеизвестного слова) - ан нет, уже внесли.

Но есть, оказывается, и "холява" - со значениями "заготовки стекольного производства" или "неряха, растрёпа (о женщине)".
Никогда не слышал.
oldland
14 дек, 2009 18:15 (UTC)
Это правильно. Я сама люблю халяву (и тоже присоединяюсь к вопросу, почему "хо"). Но ведь есть такая штука: назвался груздем - полезай в кузов. В интернете много халявы, но ее надо отличать не только от бесплатного сыра, но и от мусора, который заполонил сеть. Я давно не пользуюсь сайтами, где никто не управляет пользовательским контентом - напрасная трата времени, которого жалко. И это - беда не меньшая, чем коммерциализация инета.
dgri
15 дек, 2009 21:50 (UTC)
Как недавно заметили на баше, "с появлением общедоступного интернета практически исчезли дурные дети, балующиеся по телефону" :)
prokonova
15 дек, 2009 20:42 (UTC)
Я столкнулась с похожей проблемой, когда открыла сайт бесплатной юридической помощи. Помимо тех, кто действительно нуждается в бесплатной услуге, ее пытаются получить истинные "халявщики".Но это ладно. Но когда мне же еще и претензии высказываются по поводу сроков ответа и т.п., это я уже считаю наглостью.
temmokan
29 дек, 2009 04:25 (UTC)
Совершенно согласен. "Вам никто не обещал гарантированного ответа". Но хоть сто раз пиши это в правилах. всё равно будут требовать.
( 21 мнение — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner