?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Матрица Госплана

Фильмов про виртуальность не так уж и много. Кроме «Матрицы» и «Тринадцатого этажа» (который, на мой взгляд. во многом глубже и интереснее, пусть и не такой эпический) можно вспомнить «Авалон», «Нирвану» (Габриэля Сальватореса); рядом вполне можно поставить и «Газонокосильщика», и «Патруль сети».

Однако нет не одного фильма, поправьте меня, если я неправ — где реальность и виртуальность пересекались бы и стыковались без технических устройств и специальных мест (вариант: особых способностей).

Посему сразу же вспоминается «Принц Госплана» Виктора Пелевина. По этому произведению можно поставить великолепный фильм, где обе реальности будут пересекаться и между ними можно перемещаться не только при помощи железяк, разноцветных таблеток или параспособностей.

Иными словами, сделать примерно такую же стыковку реальности и мира воображения, которую удалось сделать в «Кошмаре на улице Вязов» и, отчасти, в цикле «Восставший из ада».

А может быть, вы сумеете припомнить ещё несколько книг, где реальность перемешана с виртуальностью, и между ними можно перемещаться, не осознавая границы?

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 45 мнений — Высказать мнение )
shnyra
15 дек, 2009 16:33 (UTC)
А Лукьяненко не считается?
Припоминаю еще дурацкий сериал "Виртуальная реальность", где в оную выходили, положив телефонную трубку на модем. Было смешно, но местами я смотрела не без удовольствия :-)) Они там забавно глючили.
astarota
15 дек, 2009 17:03 (UTC)
Она итак офигенно перемешана. Непонятно, сколько в той реальности, которую мы видим, реального, а сколько - воображаемого. Не требуется иметь ни особых способностей, ни устройств, чтобы, даже не закрывая глаз, за фоном обычной видеть воображаемую. Тут есть кое-что.
temmokan
16 дек, 2009 14:26 (UTC)
Сериал такой не видел. Стоит ли смотреть?
У Лукьяненко в смысле технологии связи с виртуальностью ничего особенного нет - костюм с датчиками.
shnyra
16 дек, 2009 15:25 (UTC)
Смотреть не стоит однозначно, да и вряд ли найдется - это было в замшелые 90-е, причем, в их первой половине. Просто по тем временам, да еще на фоне всяких Санта-Варваров, было забавно и даже местами интересно.
А у Лукьяненки был же у героя дип-психоз, когда он перепутал реальность и виртуальность :-)
temmokan
17 дек, 2009 01:46 (UTC)
Перепутать - одно. Перемещаться из реальности в виртуальность без спец.средств и спец.умений - совсем другое.
elvit
15 дек, 2009 17:14 (UTC)
А зачем?
Возникает вопрос: чем виртуальность в таком случае отличается от реальности?

Сам мир при этом будет необычным, да, но различие стирается, ведь "переход" заложен в определение.

ЗЫ. Почему-то пришел на ум "Убик".
temmokan
16 дек, 2009 14:29 (UTC)
Re: А зачем?
Отличается как минимум тем, что вторична - было время, когда её не было.
elvit
16 дек, 2009 15:02 (UTC)
Re: А зачем?
А чем сделали? Хе, отвечая на этот вопрос, можно придумать схему для книги :)))
temmokan
17 дек, 2009 01:47 (UTC)
Re: А зачем?
Чем сделали - это отдельный вопрос и, действительно, всё, уже упомянутое в качестве мыслей и идей уже материал для книги. :)

Сделали, вероятнее всего, при помощи произведения искусства. В настоящее время можно было бы прибегнуть к "чисто сетевым" способам.
olegs
15 дек, 2009 17:23 (UTC)
"Кто подставил кролика Роджера" :)

и любые книги а-ля Баянширянов, где описывается наркотический бред (хотя технические приспособления, в виде шприца и пр., там присутствуют) :_
temmokan
16 дек, 2009 14:29 (UTC)
Мир "мультов" - да, соглашусь. Тогда надо добавить "Кролика Роджера" и "Крутой мир" (Cool world).
budyaka
15 дек, 2009 18:02 (UTC)
согласен с одним из предыдущих ораторов. классический пример - "Убик". у Дика еще несколько вещей есть из той же оперы.
(Анонимно)
15 дек, 2009 18:53 (UTC)
Почему Убик?!
ИМХО, Убик вообще не про виртуальную реальность, кроме того, суть тамошнего перевёртыша не в незаметном переходе из нашей реальности в "психическую", а в том, что герои заблуждались на свой счёт.

С уважением, Сергей.
budyaka
15 дек, 2009 21:09 (UTC)
Re: Почему Убик?!
Большой толковый словарь
ВИРТУАЛЬНЫЙ, -ая, -ое. [от лат. virtualis - возможный].
1. Филос.
Такой, который может или должен проявиться при определённых условиях; возможный. В-ые перемещения, изменения.
2. Инф.
Условный, кажущийся; не существующий в действительности, не имеющий физического воплощения. В-ая память. ◊ Виртуальная реальность. 1. Филос.
То, что возможно когда-то было или будет реальностью. -2. Мед.
То, что кажется реальностью, похоже на реальность. -3. Инф.
То, что подменяет, заменяет собой реальность; искусственная реальность. < Виртуальность, -и; ж.

См. пункт 2. Он как раз про "Убик". И без всяких имхо. А подменять понятие "виртуальная" более узким "компютерная" не стоит.
temmokan
16 дек, 2009 14:30 (UTC)
"Убик"(а) не читал, до прочтения от комментариев воздержусь.
gringrin
15 дек, 2009 19:56 (UTC)
А Дикие Пальмы ты не смотрел?

без спецальных возможностей принципиально не возможно. это уже будет не виртуальность, а магия, фэнтези, и этих полно начиная с принцев амбера. Есть еще слои восприятия реальности, это уже игры с памятью как Вспомнить Все.
orange_zmiy
15 дек, 2009 21:18 (UTC)
Опередил :) Как раз о "Диких пальмах сразу и вспомнил!
temmokan
16 дек, 2009 14:32 (UTC)
Да нет, Роман - именно что без магии, пользоваться местами стыковки реальностей.

"Дикие пальмы" не видел, пойду поищу.

Понятно, что "Джек-из-тени", "Ночь в одиноком октябре" и "Амбер" описывают "магическую виртуальность", с этим и не спорю.

Edited at 2009-12-16 14:33 (UTC)
prool
15 дек, 2009 20:05 (UTC)
"Доннерджек" Желязны и Линдсколд - там был вроде переход

фильм "Экзистенция" (только там участники просто запутались, где они, в игре или нет)

и еще одна повесть, но я ее "ниасилил", но помню, создавать виртуальные образы надо было шевеля пальцами, там еще вначале девушка-преподаватель учит входить в виртуальность и создавать образы негра, возможно банту или пигмея
temmokan
16 дек, 2009 14:34 (UTC)
Про Джека понятно - перемещение между тенями, если не путаю.

"Экзистенцию" не видел пока, пойду поищу, спасибо. А вот повесть такую и припомнить не могу.
prool
16 дек, 2009 14:37 (UTC)
Это не "Джек из тени", это "Доннерджек" - два разных произведения
temmokan
16 дек, 2009 14:45 (UTC)
Понял. Тогда я с ним не знаком, пойду поищу.
prool
16 дек, 2009 14:46 (UTC)
Из библиотеки Мошкова пока еще не выпилили:

http://lib.ru/ZELQZNY/donnerdzhek.txt
temmokan
17 дек, 2009 01:47 (UTC)
Большое спасибо! Уже припас.
lukashyk
15 дек, 2009 20:06 (UTC)
Лабиринты Фавна, Бразилия, the Fall, Чёрная курица, Щелкунчик.
temmokan
16 дек, 2009 14:38 (UTC)
"Лабиринт Фавна" - надо пересмотреть, что-то я не помню способа стыковки реальностей. Если там вообще была особая реальность.

Сказки ("Щелкунчик", "Чёрная курица") - да, годятся, спасибо. Остальное не припоминаю, надо поискать.
elvit
16 дек, 2009 15:07 (UTC)
В Фавне был подземный мир. Имхо, его можно приравнять к миру народа-под-холмами. В который, кстати, может попасть любой - надо оказаться в нужное время в нужном месте. Не могу сказать, можно ли считать Фавна виртуальностью - мне так и не ясны механизмы взаимоотношения с реальностью. Как одно влияет на другое, и влияет ли вообще.
temmokan
17 дек, 2009 01:50 (UTC)
Согласен. Корни этого мира в мифах, но от этого он не теряет права считаться виртуальностью в широком смысле (реальность, порождённая воображением).
lukashyk
16 дек, 2009 15:57 (UTC)
Классику забыли! "Мастер и Маргарита"!
temmokan
17 дек, 2009 01:49 (UTC)
Дверь в "проклятую квартиру" разве не была тем самым порталом, техническим средством, особым способом попасть? Ведь кто угодно не попадал на бал, только те, кого там желали видеть хозяева.
lukashyk
17 дек, 2009 05:43 (UTC)
Нужно было ещё кремом намазаться, чтобы видеть всякое. И в романе же три реальности - Москва тридцатых, мистическая Москва и Иудея времён Понтия Пилата. Дверь в мистическую Москву - Воланд, дверь в Иудею - роман Мастера.
alexrat
15 дек, 2009 20:31 (UTC)
Из фильмов, конечно, "Кто подставил кролика Роджера" :)
А вот книги... Так, чтобы без специальных средств... Кажется у Лазарчука что-то такое было...
Но обычно всё-таки или средства прилагаются, либо способности...
Ещё наверно сюда можно отнести Великий Кристалл Крапивина, по граням которого герои могли перемещаться без спец. устройств.
temmokan
16 дек, 2009 14:40 (UTC)
У Крапивина оный кристалл представлял собой единую вселенную, если я не путаю, не разные реальности (с разными законами природы).

"Роджер" да, согласен. Туда же "Cool world".
alarmyst
16 дек, 2009 04:38 (UTC)
Самый крутой вариант - дяченковская Пещера - лег спать и ты в онлайн-игре )))

Впрочем, очевидно, что тут речь о другом. Мое мнение - если убрать четкую грань между реальностью и виртуальностью, сюжет потеряет остроту. Во многом, интересно именно противопоставление одного мира и другого, а значит и стоит жестко их разграничить.
В Матрице (которая Вайчовски), две реальности даже сняты по-разному - виртуальная с обилием зеленого цвета, а "реальный мир" его почти лишен. На мой взгляд, уместное и оправданное художественное решение.
Чем меньше различий, тем меньше противоречий, и тем слабее конфликт.
temmokan
16 дек, 2009 14:43 (UTC)
Сон - это наподобие "Кошмаров...". Тут трудно судить строго, поскольку переход сопровождается изменением состояния сознания (сон - явь). А вот так, чтобы этого не происходило - куда интереснее, с моей точки зрения.

Но наряду с "Кошмарами" таки да, "Пещера" вполне подходит. Спасибо.

"Матрицу" я упомянул, но это - произведение, пересыщенное разными ассоциациями и аллегориями. Там буквально всему можно придать глубокий смысл - и что там где на стене написано, и какой предмет где стоит и так далее, даже если прямого отношения к сюжету не имеют.
alarmyst
16 дек, 2009 15:10 (UTC)
И все-таки, я считаю, что переход в виртуальность и обратно должен быть четким и сопровождаться каким-нибудь эффектным ритуалом. Иначе уже не так интересно...
Потому и примеров так немного.

Но в принципе, есть немало картин, которых можно было так или иначе под тему подвести - от тыкверовской "Лолы", до линчевского "Малхолланд драйва"...

Вообще, можно вспомнить почти любое произведение, в котором с персонажами случается помутнение рассудка... Кроненберговский "Обед нагишом" или даже "Бойцовский клуб" Финчера...

Чтобы в дебри не залазить, нужно определиться с рамками понятия "виртуальность". Я бы предложил считать таковой лишь искусственно и осознанно созданную среду. Но тогда и сны, и фантазии, и галлюцинации, и бред следует исключить.
temmokan
17 дек, 2009 01:54 (UTC)
Вот насчёт "Малхолланд драйв" я таки не соглашусь. Скорее уж надо упомянуть "Трассу 60".

В "Малхолланд драйв" героиня скорее путешествует по вероятностным версиям одной и той же реальности. Одна - где она "звёздочка", попавшая с корабля на бал, другая - где она вечно вторая подруга (любовница, протеже) подлинной звезды.

Да, нужно уточнить определение. Я не вношу в виртуальность то, какой представляется реальность в изменённом, так скажем, состоянии сознания. Переход должен быть доступен чему и кому угодно, в т.ч. и неодушевлённым/неразумным сущностям.

В этом смысле "Бойцовский клуб" не более как взгляд на одну и ту же реальность глазами разных субличностей одного и того же человека. Т.е., никакой виртуальности, никакого мира, порождённого воображением.
alarmyst
17 дек, 2009 02:30 (UTC)
Да, трасса 60 подходит идеально. Герой попадает явно в альтернативную, надуманную и матафорическую реальность, но четкие моменты входа и выхода не обозначены...

Есть еще канадская картина "Мост в Терабитию"... Тоже стоит присмотреться.
temmokan
17 дек, 2009 09:21 (UTC)
Кстати да, "Мост..." подходит. Причём связь между мирами не распалась со смертью той, кто её придумал. Что наводит на мысли.
(Анонимно)
16 дек, 2009 12:22 (UTC)
Ну очень древний и известный тебе пример - "Бесконечная история".
Вряд ли книгу можно считать техническим приспособлением ;)
temmokan
16 дек, 2009 14:44 (UTC)
Строго говоря, у Энде реальности состыковались, только когда Бастиан произнёс имя. До тех пор было два параллельных повествования, одно "там", другое здесь.
deodan
19 дек, 2009 09:17 (UTC)
в пасти безумия (хотя, конечно, объясняется, что всё создано волей автора)
музей восковых фигур-2 (хотя первоначальный перенос был через какую-то штуку, вроде, зато дальше... блин, точно не помню, давно смотрел)
перекрёсток миров (есть пара эпизодов, но они связаны то с местом, то со способностями, гм)
===
книги:
джеф нун "вирт"
temmokan
29 дек, 2009 03:22 (UTC)
"В пасти безумия" да, вполне подходит. "Музей восковых фигур" - да, первый, как минимум (всё остальное уже жиденько).

"Вирта" не читал, поинтересуюсь. Спасибо!
(Удалённый комментарий)
temmokan
29 дек, 2009 03:21 (UTC)
Стоп, а где там именно виртуальность?
(Удалённый комментарий)
temmokan
29 дек, 2009 15:41 (UTC)
Да, похоже, терминология разная.

Один из самых простых примеров: "мир сновидений" Фредди Крюгера. Человек, которого Фредди "зацепил", существует одновременно в обоих мирах, и переходит из одного в другой порой незаметно для самого себя.
( 45 мнений — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner