?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Солнцележание

Есть два солнцестояния. Первое — летнее, оно же Иванов день, 20-21 июня, точной даты нет. Широко известная магическая дата, и в произведениях культуры воспета, включая фольклор, и вообще приятный такой день, самый солнечный в году.

Но есть ещё зимнее, 21-22 декабря. В этом году было 21-го числа. Я бы назвал это солнцележанием, уж очень мало этого солнца. А сегодня у нас ещё и морозы под стать короткому дню.

Посмотрел литературу, но не нашёл, чтобы зимнее солнцестояние было столь же воспето и знаменито. Может, я не слишком хорошо искал? Есть ли в мировой культуре произведения в которых именно самый короткий день в году был бы магической датой, часом «X» всего необычного?

Да, я знаю и про Коляду, и про другие праздники, посвящённые астрономическому началу зимы, но в общем и целом маловато отсылок именно к самому короткому дню.

Ну и, пользуясь случаем, поздравляю всех с началом зимы и вхождением Солнца в знак Козерога.

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 35 мнений — Высказать мнение )
spontannost
22 дек, 2009 01:55 (UTC)
спасибо! =)
temmokan
22 дек, 2009 07:58 (UTC)
(озадаченно) Но за что?
spontannost
22 дек, 2009 13:54 (UTC)
как минимум - за поздравления! ;)))
matholimp
22 дек, 2009 03:54 (UTC)
А о таком празднике, как Рождество, Вам никогда не приходилось слышать? Да, РПЦ так извратила календарь, что связь с зимним солнцестоянием как бы потерялась. Но западные христиане прекрасно знают о ней. Свои праздники в эти дни и у остальных религий.
alexrat
22 дек, 2009 03:57 (UTC)
Рождество, конечно, несколько рядом, но не 22-го же... Ещё немного натянуть и в НГ попадём...
matholimp
22 дек, 2009 04:28 (UTC)
Да, не 22-го, а 24-го. Именно этих двух дней не хватает, чтобы увидеть, что солнце УЖЕ повернуло. Конечно, если Вы не астроном.
Но скандинавский Йоль как раз 21-го. Как и множество других языческих праздников, трансформировавшихся у христиан в Рождество.
alexrat
22 дек, 2009 06:16 (UTC)
Почему 24-го? Всегда ж 25-го было. А это уже 3 дня. Мелочь конечно, но равно можно ещё неделькой пренебречь и... здравствуй, Новый год :)))
oldland
22 дек, 2009 10:33 (UTC)
Именно Новый год. Новый солнечный год. Во многих религиях так оно и называлось. И 10 дней - не срок. с 1582 года Юлианский календарь уполз с 25 декабря на 14 дней, и ничего :).
matholimp
23 дек, 2009 11:19 (UTC)
Кстати, новогодняя ночь - ДВЕНАДЦАТАЯ после солнцестояния. Ни на какие ассоциации не наводит?
alexrat
23 дек, 2009 11:23 (UTC)
Что-то не очень...
matholimp
23 дек, 2009 12:18 (UTC)
А как же Шекспир?
Да, ещё посмотрите здесь внизу http://temmokan.livejournal.com/160110.html?thread=1617006#t1617006 .
temmokan
22 дек, 2009 07:50 (UTC)
Коляда и есть тот самй праздник солнцестояния, которй объединился по времени с Рождеством. Или я путаю?
oldland
22 дек, 2009 10:12 (UTC)
Да, именно так. Коляда длилась 12 дней (захватывая и современный Новый год). Коляду просто переименовали в Святки, а Юлианский календарь сдвинул ее в сторону января.
Где-то читала, что 7-й день Коляды определял весь следующий год. Отсюда, возможно, сохранилось поверье "Как встретишь Новый год, так его и проведешь" :).
От Коляды сохранились колядки и ряженые, практически не изменившиеся с языческих времен.
Так что почти вся обрядовость, связанная с Рождеством, Новым годом (которым у нас заменили Рождество) и проч. праздниками вокруг конца декабря - начала января, хранит отголоски верований, связанных с зимним солнцестоянием.

Edited at 2009-12-22 10:13 (UTC)
oldland
22 дек, 2009 10:42 (UTC)
Довесок. Коляда начиналась через 2-3 дня после самой короткой ночи года, которая (как здесь верно было подмечено) называлась Корочун (Карачун, Карочун), предположительно от слова "укорачивать" - не антропоморфная сила, укорачивающая день.
leha_sparrow
22 дек, 2009 09:38 (UTC)
Празднуют солнцестояние и христиане, да, потому что христианству пришлось приноравливаться к праздникам, существовавшим задолго до него. Но ваша натяжка чересчур сильна. Извините.
oldland
22 дек, 2009 10:01 (UTC)
Римляне праздник зимнего солнцестояния называли "рождеством солнца".
Кроме того, зимнее солнцестояние и его празднование длилось несколько дней. Даты очень разные (от 20 до 26 декабря).
Есть еще некоторое смещение календаря относительно солнца, ведь в те времена, когда Рождество Солнца сменилось Рождеством Христовым действовал Юлианский календарь, неточный астрономически.
В России же в 1582 году Рождество приходилось на 25 декабря. За 400 с лишним лет календарь "убежал" на 14 дней. Что в календарях творилось до этого, и предположить страшно. Но то, что изначально Рождество Христово сменило Коляду - не вызывает сомнений. Так что никакой натяжки. Одни колядки чего стоят.
alexrat
22 дек, 2009 03:59 (UTC)
Дык, зима, батюшка. Холодно. Девки голые через костры прыгать не хотят, мёрзнут. А без девок голых да папоротникова цвета какой может быть мистический праздник, магическая дата? :)))
temmokan
22 дек, 2009 07:51 (UTC)
Ну, коли для подлинного прзадника обязаны быть костры и девки, то таки да, вопрос снимается.

Кстати, папоротник - не единственная достопримечательность. Ведьмины круги и "ночную красавицу" - весёлку - я и сам видел. Умопомрачительно!
xarkonnen
22 дек, 2009 06:18 (UTC)
вообще-то йоль:

21 декабря (дата для 2009 года)
Из всех празднеств наших предков «Йоль», несомненно, самый главный, самый священный и самый могущественный. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, тролли и эльфы беседуют с людьми, мертвые выходят из Нижних Миров; те же из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты (oskorei - «наездники Асгарда»), или же становятся вервольфами и прочими духами.

Также «Йоль» - дни великого пира и праздника, в которые все члены клана собирались вместе, дабы вновь встретить Солнце, восставшее из мрака, и узреть возрожденный мир. Неслучайно элементы праздника сохранились и в христианском Рождестве - как, например, вечнозеленое дерево, символизирующее жизнь, которая продолжится и после зимних холодов.


отсюда
temmokan
22 дек, 2009 07:52 (UTC)
Думаю, у всех народов есть свои праздники по этому поводу. Йоль очень даже в струю попадает.
annok
22 дек, 2009 06:29 (UTC)
Корочун:) зимнее солнцестояние. самая длинная ночь, когда все злые духи пытаются человека совратить с пути истинного - лучше всего жечь костры и отпугивать нечисть громкими веселыми залихватские песнями и обниматься с любимыми:)
temmokan
22 дек, 2009 07:57 (UTC)
И такое имя, точно. Ещё и Чернобог! Хотя что ждать от самой длинной ночи?

По всем пунктам скажу: кроме первого, в наши морозы остальное совершать затруднительно. Разве что дома, где тепло.
torion
22 дек, 2009 06:38 (UTC)
по поводу литературы. навскидку вспоминается Урсула Ле Гуин и "Волшебник Земноморья".
temmokan
22 дек, 2009 07:53 (UTC)
Это читал, а что именно там случалось в зимнее солнцестояние? С ходу не вспомню.
torion
22 дек, 2009 08:00 (UTC)
именно в праздник зимнего солнцестояния Гед выпустил в мир Тень. вот только никак не могу вспомнить название праздника. летнее солнцестояние - Долгий танец, а вот зимнее...
temmokan
22 дек, 2009 14:43 (UTC)
Перечитаю, спасибо. На дату я там внимания не обратил.
cynic_man
22 дек, 2009 07:46 (UTC)
дык на 21.12.12 интересные вещи наговаривают.
temmokan
22 дек, 2009 07:53 (UTC)
День уже прошёл, и вроде как все живы, по большому счёту. Цифры - великая сила.
leha_sparrow
22 дек, 2009 09:36 (UTC)
Ну, я его праздную ежегодно. Потому что.
И тебя с праздником!
temmokan
22 дек, 2009 14:44 (UTC)
Спасибо, Алёна!
Мы его специально не праздновали, если честно. Хотя вот Иванов день сам по себе праздником ощущается.
emarinicheva
22 дек, 2009 10:35 (UTC)
"Единственные дни" Борис Пастернак
temmokan
22 дек, 2009 14:44 (UTC)
Спасибо, прочту при первой же оказии.
emarinicheva
22 дек, 2009 14:50 (UTC)
Можете сделать это прямо сейчас. Разместила эти прекрасные стихи сегодня у себя на блоге.
nebesserde4naya
22 дек, 2009 17:18 (UTC)
позвольте чуточку поумничать - поцитировать)))
"Ночь с 21 на 22 декабря будет самой длинной в этом году. Именно в эту ночь Солнце проходит через так называемую абстрактную точку зимнего солнцестояния, что знаменует начало астрономической зимы. Зато уже с 22 декабря световой день начнет медленно прибывать.
На Северном полюсе (как и везде севернее Северного полярного круга) в этот день Солнце вообще не восходит: стоит полярная ночь. В южном полушарии этот день, наоборот, самый длинный в году, а на Южном полюсе и в околополярных районах стоит полярный день, то есть Солнце, наоборот, не садится.
Обычай отмечать день зимнего солнцестояния есть практически у всех народов. А пошел он, как ни странно, из Ирана. Там считалось, что в это время рождается солнечный бог Митра. Именно из Ирана Мирта пришел в пантеон римских богов.
Для древних скандинавов день зимнего солнцестояния был центральным в летоисчислении. Йоль — праздник поворота от тьмы к свету — длился 12 дней и считался главным в году. Считается, что в эту ночь во всем северном полушарии безраздельно царствуют дУхи. В эту ночь зажигали «костер Йоля» и охраняли дом от злых духов; в эту же ночь давались самые искренние клятвы и обещания. Верили также, что не следует быть одному в эту ночь - ведь тогда человек остается наедине с мертвыми и духами Иного Мира.
Заканчивается «Йоль» на «двенадцатую ночь», то есть, 1 января по древнегерманскому летоисчислению. Следующий за этой ночью день считался «днем судьбы» - все, что сказано и сделано до захода солнца, определяло все события наступившего года. Отсюда и повелось наше «как Новый год встретишь, так его и проведешь». вот как:)
http://radiokarnaval.ru/news/show/3364
( 35 мнений — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner