?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Почитал в очередной раз всевозможные радостные прогнозы некоторых людей, что-де дни бумажных книг сочтены, и в ближайшее время электронка прочно и навсегда вытеснит всё материальное (в смысле носителей текста) из существования. И книги будут делаться для и покупаться разве что фанатиками-коллекционерами - наподобие тех, что покупают сейчас грампластинки.

Мнится мне, что момент фактического исчезновения бумажных книг, если такой случится, можно с чистой совестью считать концом света для вида Homo sapiens.

Бумага, хоть и не прочней литой бронзы, всё же выбрана не зря. Как и прочие материальные носители, от глиняных табличек до папируса с пергаментом. У нас с родственниками в коллекции есть несколько книг, которым больше ста лет. Книги в отличном состоянии, и ещё сто лет выдержат. Сколько я за последние двадцать лет перенёс электронные архивы с носителя на носитель, вспомнить страшно. Самые первые диски уже не читаются - дегенерировали.

И дело не только в том, что электронные носители эфемерны, зависят от слишком высоких технологий и выжить могут только в состоянии непрерывного воспроизводства. Книга - это ощущения для всех органов чувств. Затрудняюсь представить себе электронные версии детских книг. Сам процесс их использования затрудняюсь вообразить.

Все сопутствующие тексту на бумаге ритуальные действия, включая обучение письму, тоже не с потолка выдуманы. Рукописное и печатное слово - важный этап в формировании личности человека. Покажите-как мне хоть одну особь Homo Sapiens, выросшую в чисто электронной среде. По моему опыту, нонешнее молодое поколение, которое считает, что в Сети есть всё, что нужно для жизни, отличается, в общем, крайне низкой эрудицией, чудовищной безграмотностью и невежеством вообще и крайне незатейливыми целями в жизни. Скажите мне, что это случайно.

Так что посмотрим на то, как изменится доля и влияние бумажного слова. И если вдруг оно станет уделом коллекционеров - они и останутся последними из образчиков разумной жизни на Земле.

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 78 мнений — Высказать мнение )
elka_sh
12 фев, 2011 17:28 (UTC)
Так.)
temmokan
13 фев, 2011 03:02 (UTC)
Хорошо это или плохо?
(без темы) - elka_sh - 13 фев, 2011 09:41 (UTC) - Развернуть
shytoff
12 фев, 2011 17:33 (UTC)
Мне особо не верится что книги изживут себя, радио же не изжило себя когда появилось телевидение.
По мне бумажные книги значительно приятнее читать, даже новомодные ридеры с электронной бумагой мне их не заменят.
temmokan
13 фев, 2011 03:03 (UTC)
Аналогично. Цифра приближается по комплексу ощущений и долговечности к материальным носителям, но всего лишь приближается.
temmokan
13 фев, 2011 03:03 (UTC)
"Иногда я очень хочу ошибаться" (приписывается Кассандре)
o_huallachain
12 фев, 2011 18:14 (UTC)
Странно, у меня копии рабочих директорий за 1995 год - отлично читаются :-)
temmokan
13 фев, 2011 03:03 (UTC)
На чём они сейчас хранятся?
(без темы) - o_huallachain - 13 фев, 2011 12:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 14 фев, 2011 14:24 (UTC) - Развернуть
elvit
12 фев, 2011 18:18 (UTC)
Согласна
При том, что я сторонница эл. книг, но иногда, если задуматься о каком-нибудь апокалиптическом сценарии, представляются горы дивиди, на которых записана вся мудрость человечества, и которые не на чем прочитать. :-/

> Все сопутствующие тексту на бумаге ритуальные действия, включая обучение письму, тоже не с потолка выдуманы.

- Ну как бы тут все понятно, да. Без мелкой моторики невозможно развитие речи, которая со своей стороны напрямую связана с развитием мышления. Вон у Дивова в "Лучшем экипаже Солнечной" народ писать не умеет, только печатает, а мир-то мрачненький.
temmokan
13 фев, 2011 03:04 (UTC)
Re: Согласна
Рад бы возразить, но нечем.
Дивова упомянутого не читал, только пролистывал. Мрачновато.
olegbel
12 фев, 2011 18:30 (UTC)
Книги никогда не умрут, если их станут делать из очень мягкой бумаги. Само понятие "книга" будет означать - читабельную туалетную бумагу.
Так и вижу - ходишь по книжному магазину и выбираешь себе туалетную бумагу. А что, я так прочёл 50 томов Большой Медицинской Энциклопедии. Стал бы я разве её читать при других обстоятельствах? Сомневаюсь, время на чтение есть только в туалете.
temmokan
13 фев, 2011 03:05 (UTC)
Mamma mia. 50 томов - в туалете?
Это ж сколько времени потребовало?
(без темы) - olegbel - 13 фев, 2011 10:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 14 фев, 2011 14:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olegbel - 14 фев, 2011 17:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 19 фев, 2011 07:43 (UTC) - Развернуть
talliori
12 фев, 2011 18:38 (UTC)
А самое неприятное будет, если выключат электричество. Вот это точно будет конец цивилизации.
temmokan
13 фев, 2011 03:06 (UTC)
Дык и я о том же. Пока что вся цифра жёстко привязана к электричеству и очень легко выходит из строя.

Я вот вспоминаю всё время эпизод из "Легенды о Тиле" - кино - когда на берегу находят вымокшую, но вполне ещё прочную Библию на фламандском языке. Так сказать, вопреки и несмотря.
(без темы) - talliori - 13 фев, 2011 08:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 14 фев, 2011 14:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - talliori - 14 фев, 2011 18:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 19 фев, 2011 07:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - olegbel - 13 фев, 2011 11:02 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
alexrat
12 фев, 2011 19:45 (UTC)
Детские книги порой - очень сложный продукт. Во-первых, для печати понадобится цветной принтер, потому что детские книги как правило иллюстрированные (и иллюстрированные у в цвете). Во-вторых, сейчас выпускают детские книги (и раньше выпускали) с подвижными элементами, такую уже не так-то просто распечатать. Есть книжки со вставками из различных материалов. В общем, детская книга - продукт многообразный и с ней всё не так просто.
(без темы) - temmokan - 13 фев, 2011 03:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 13 фев, 2011 02:04 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 14 фев, 2011 14:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vasilisa_ogneva - 13 фев, 2011 10:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 14 фев, 2011 14:29 (UTC) - Развернуть
almeru
12 фев, 2011 19:29 (UTC)
Я тоже за книги. К сожалению, места на книжных полках катастрофически не хватает. Поэтому у меня в компе складированы несколько сотен книг, и прочтенных и еще не читанных. Я думаю, что такое сочетание оптимально, пусть будут и те, и эти - . Но бумага останется, по крайней мере при жизни ближайших поколений. Дальше - не знаю.
temmokan
13 фев, 2011 02:07 (UTC)
Ну, я держу и те, и эти. И да, места на полках мало. Поэтому всё "сомнительное" я держу только в электронном виде. Пропадёт, и шут с ним.

Бумага (пластик и т.д. - конкретный материал уже не так важен) переживёт все обещанные ей концы света, я так думаю. Так же, как синематограф не убил театр, кино не убило синематограф, а Интернет не смог заменить простого человеческого общения с глазу на глаз.

Каждое из них обогащало возможности человека. Только и всего.
alexrat
12 фев, 2011 19:37 (UTC)
Когда слышу разговоры про смерть бумажных книг, всегда вспоминаю фильм "Москва слезам не верит".
temmokan
13 фев, 2011 02:08 (UTC)
О да, кстати, хорошая ассоциация. "Сведения о моей кончине оказались слегка преувеличенными". Конечно, это не из фильма.
lexx_fancit
12 фев, 2011 19:38 (UTC)
А ещё особо яркие представители этого молодого поколения всегда печатают капсом...
alexrat
12 фев, 2011 19:46 (UTC)
Да и такие и пятнадцать лет назад встречались... Так что не в поколении дело :)
(без темы) - temmokan - 13 фев, 2011 03:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexrat - 13 фев, 2011 06:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 14 фев, 2011 14:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 13 фев, 2011 02:09 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
temmokan
13 фев, 2011 02:57 (UTC)
Кстати, да. Про принципиальное отличие носителя аналогового от цифрового что-то не вспоминали.

На самом деле, решается всё. И возможность хранения любых начертаний. Придумают некий специальный Юникод векторного типа, куда каждый, кому не лень, сможет вносить свои вклады. Естественно, это всё будет жутко тормозиться всякими согласованиями и т.п., потому что утверждение символов будет отнимать тучу времени.

Что сделают такой лист, вполне возможно. Может даже, он сумеет хранить информацию хотя бы сто лет и не сдохнет от перебоя в подаче электричества. Но это будет курьёзом - цифровые технологии, старающиеся как можно ближе подойти к свойствам аналоговых.

А послушать настоящие граммофонные пластинки я бы и сейчас не отказался. Только нечего и не на чем.
(без темы) - alexrat - 13 фев, 2011 06:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 14 фев, 2011 15:10 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 14 фев, 2011 15:04 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
burbilog
12 фев, 2011 20:55 (UTC)
Да-да, это много раз было слышано -- что телевидение убьет фильмы, что видеозапись на видеомагнитофоны убьет телевидение, и так до бесконечности. В реальности все занимает свои места: автомобиль не отменил необходимость ходить ногами. По квартире не поездишь...
temmokan
13 фев, 2011 02:58 (UTC)
То верно. Дождёмся момента, когда автомобили начнут летать. Жаль, что в этой жизни могу уже не увидеть.
basilian_ray
12 фев, 2011 20:56 (UTC)
Знаешь - я тут как то понял, что инерес в мире к книгам и письменным принадлежностям - возрождается. И это меня радует.
temmokan
13 фев, 2011 02:58 (UTC)
Возрождается?
А на основании чего судишь?
(без темы) - basilian_ray - 13 фев, 2011 09:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - starcat13 - 13 фев, 2011 12:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 14 фев, 2011 15:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - starcat13 - 14 фев, 2011 16:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 14 фев, 2011 15:07 (UTC) - Развернуть
alx_yago
12 фев, 2011 21:23 (UTC)
Внимание, Константин! Вы близки к тому, чтобы удариться в старческое ворчание)))
Я уже достаточно давно пользуюсь электронной читалкой и постепенно освобождаю полки от книжных томов. Ну не фетишист я типографского запаха и шуршащих страниц, кнопки мне нажимать удобнее:)
temmokan
13 фев, 2011 03:00 (UTC)
Я - давний и неисправимый фанатик материальных носителей информации. Что толку меня поддевать, когда я сам знаю о догматичности своей позиции и получаю от неё несказанное удовольствие?

Я вот тоже освободил полки от "так себе" книг - это всё в цифре. Всё на своих местах и для своих целей. "И это правильно".
(без темы) - olegbel - 14 фев, 2011 17:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 19 фев, 2011 07:42 (UTC) - Развернуть
starcat13
12 фев, 2011 23:50 (UTC)
Вот только дать почитать столетнюю книгу я бы рискнул очень небольшому кол-ву людей - учитывая сколько у меня обычных книг или потеряли или довели до такого состояния, что в руки брать страшно :(
А вот файл скопировать - сколько угодно.

Или например некоторые интересующие меня старые журналы удалось достать только в электронном виде - в доступных библиотеках их или не было или было вырваны страницы :(

> Затрудняюсь представить себе электронные версии детских книг.
интерактивные, на том же iPad - весьма нравятся знакомым детям.

Опять же - молодая отрасль и быстро развивающаяся. Отсюда и постоянная смена форматов, носителей и т.д.

Бумага в любом случае останется еще долго - и для любителей и для тех же детских книг (по крайней мере пока не сделают читалку, способную пережить обращение ребенка :) ).
temmokan
13 фев, 2011 03:02 (UTC)
Кстати да! Недаром - старая шутка - в инструкции к фонарику было сказано: гарантия теряет силу, если устройство попадёт в зубы к акуле, в лапы к медведю или в руки ребёнка младше пяти лет.

Книги я тоже даю почитать не всем подряд. Впрочем, самые недобросовестные давно отсеялись. А старинные книги читать - исключительно у меня дома. Так спокойнее.
(без темы) - starcat13 - 13 фев, 2011 03:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 14 фев, 2011 15:12 (UTC) - Развернуть
starcat13
13 фев, 2011 03:31 (UTC)
не совсем про книги, но рядом...
Еще пример к вопросу о долговечности и сохранности - недавно попросил друг фотографию всего-то 12-летней давности. Нашел пленку - а она испорчена, кадры пошли красными пятнами :( И все...
Пленку хранил в нормальных условиях (но без фанатизма) - не на свету, не на жаре.
А цифровые фото той же давности - сохранились без малейших потерь. И пленки, которые успел оцифровать - тоже.
Вероятность, что умрут все цифровые копии - имхо намного меньше.
temmokan
14 фев, 2011 15:11 (UTC)
Re: не совсем про книги, но рядом...
Всё верно. Но чтобы выжила цифра, её нужно периодически копировать с носителя на носитель (по мере того, как устаревают носители и возможности их чтения).
dr_dragonfly
13 фев, 2011 08:31 (UTC)
Согласен=)
vragsharapov
13 фев, 2011 09:31 (UTC)
Традиционную бумажную книгу, как и театр будут хоронить ещё очень долго)
temmokan
14 фев, 2011 15:05 (UTC)
И неоднократно!
ilmare_
13 фев, 2011 11:19 (UTC)
В pdf можно вставлять рисованные от руки картинки - вводи-не-хочу новую нотацию, а если она прижилась в отрасли - найдутся и спецы, которые сделают спецшрифт, вроде Symbol, честно обслуживающий математиков.
Мелкую моторику лучше развивать на чем-то творческом и до школы, а не на ПРОПИСЯХ, кошмаре первоклассников. Рисовать-плести-лепить, и сразу обучать правильному слепому набору, а не переучивать с тыканья двумя пальцами.
Бумажные книги - приятно, да. И набирает темп развитие книжного хэнд-мэйда, когда народ сам собирает блок, пишет от руки, иллюстрирует. Возврат к "корням" книжного дела на базе новых возможностей. Книга как АРТ, а не инфо-носитель.
Технические книги порой устаревают за время редактирования-верстки-печати - нет смысла их увековечивать, разве что для историков науки. А худ-лит - 90% одноразового, не имеет смысла забивать полки. Оставшиеся 10% можно и перенести на новый электронный носитель.
Плюс преимущество легкого копирования (ПЕЧАТЬ тоже была облегчением копирования по сравнению с рукописной книгой!) что, по идее, только на пользу распространению знаний.

Безграмотное и "примитивно-приземленное" поколение - не следствие "электроники", а результат отставания образования/воспитания от требований времени. Свято место пусто не бывает - чего не дали учителя и родители, заполнит масс-культура и реклама.
(Удалённый комментарий)
yana_hoiya
13 фев, 2011 12:28 (UTC)
Я сегодня дочке читала книгу 1966 года издания. Такое удовольствие!
http://yana-hoiya.livejournal.com/31611.html
starcat13
13 фев, 2011 12:42 (UTC)
а если бы была та же книга, но напечатанная вчера - удовольствия было бы меньше? :)
(без темы) - yana_hoiya - 13 фев, 2011 13:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - i_shalnova - 13 фев, 2011 13:29 (UTC) - Развернуть
( 78 мнений — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner