?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Люблю читать Лема; сейчас, пока перерыв в работе над собственными книгами, решил изменить старой привычке и почитал "Непобедимого". И, конечно, вновь заставляют улыбаться некоторые подробности:

Зашевелились ферромагнитные ленты, программы медленно вползали внутрь все новых и новых приборов, переключатели высекали искры, и ток уплывал по проводам с гудением, которого никто не слышал. Закружились электромоторы, преодолевая сопротивление давно застывшей смазки и поднимаясь с басов на высокий стон. Матовые слитки кадмия выдвигались из вспомогательных реакторов, магнитные помпы сжимали жидкий натрий в змеевиках охлаждения, по обшивке кормовых отсеков пробежала дрожь, и одновременно легкий шорох из-за бортовых переборок – словно целые стада зверьков носились там, постукивая коготками о металл, – сообщил, что приборы автоматического контроля уже отправились в длинное путешествие, чтобы проверить каждое соединение лонжеронов, герметичность корпуса, прочность металлических швов. Весь корабль наполнился шумами, движением, – он пробуждался, и только команда его еще спала.

Не слишком подробно, и всё по существу. Однако у меня не могут вызывать улыбку как ферромагнитные ленты с программой, так и застывшая смазка в сочетании с жидким натрием в змеевиках. Паропанк, как есть. Вполне возможно, так сделано намеренно, но пом не, излучатель антиматерии трудно сочетается с ферромагнитными лентами.

И возник резонный вопрос: многие ли фантасты в деталях продумывают "фантастический быт", т.е., уделяют время описанию и продумыванию не только двигателей и оружия, но и совершенно бытовых, простых и приычных для тамошних жителей вещей?

У Стругацких это получается вполне мило и непринуждённо. А вот у большинства остальных акцент отчего-то на "тачки и пушки".


Можете ли привести пример книг (ну и, само собой, имена авторов), где фантастическое будущее было бы вполне убедительным ещё и потому, что привычный быт там тоже подвергся воздействию НТП? Так, чтобы в космолётах и астроматах всё-таки не было ферромагнитных лент и электрических двигателей с застывшей смазкой?

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 49 мнений — Высказать мнение )
elvit
5 апр, 2011 11:45 (UTC)
Вот как ни странно, от космоопер Лукьяненко оставалось очень приятное впечатление в этом плане. Только теперь я их перечитывать боюсь, чтоб не разочароваться.

Еще мне очень-очень нравится "Галактический консул" Филенко, но как-то я взялась у него посчитать емкость кристаллов, на которых хранят информацию, и получились какие-то совсем смешные цифры. Сейчас поищу свой пост на эту тему.
temmokan
5 апр, 2011 11:48 (UTC)
Спасибо, надо будет освежить в памяти и то, и другое. Касательно смешных цифр - не все и не всегда дотошно всё подсчитывают. Главное - принцип, идея.
elvit
5 апр, 2011 11:58 (UTC)
Вот, нашла: http://elvit.livejournal.com/757708.html :)
Там, оказывается, не только в цифрах дело было, там интернет (по субъективным ощущениям, конечно) явно не развивался так, как у нас.
temmokan
5 апр, 2011 12:00 (UTC)
Да, интересные рассуждения. А альтернативная эволюция Интернета - вообще Клондайк для фантастов.
dragon_ru
5 апр, 2011 17:08 (UTC)
+1. Тень - так по моему мнению вообще лучшее описание сверхцивилизации из встреченных мною. С поправкой на то, что часть идей там не раскрывается детально, а просто "вбрасывается" парой фраз.
starcat13
5 апр, 2011 11:48 (UTC)
Так сразу только Павлов с "Лунной радугой" и "Мягкими зеркалами" вспоминается...
temmokan
5 апр, 2011 11:49 (UTC)
Это да, принимается. Там всё очень к месту. Пожалуй, отчасти и Колупаев в тему будет.
starcat13
5 апр, 2011 11:53 (UTC)
Колупаева не читал, к своему стыду :(
temmokan
5 апр, 2011 11:58 (UTC)
Ну, не буду говорить, где, но он есть почти весь.

"Качели Отшельника"
"Фирменный поезд Фомич"
"'Толстяк' над миром"
и много чего ещё.
starcat13
5 апр, 2011 13:38 (UTC)
найти не проблема, проблема выбрать :)
temmokan
5 апр, 2011 13:40 (UTC)
Ну, можно для начала по приведённому списку. :)
basilian_ray
5 апр, 2011 12:03 (UTC)
Ефремов - Туманность Андромеды, хотя там всё таки спорно в этом плане.
temmokan
5 апр, 2011 12:04 (UTC)
Там всё больше о людях, я бы сказал, о технике - в основном в эпическом стиле. Надо перечитать, а то воспоминаний маловато.
basilian_ray
5 апр, 2011 12:07 (UTC)
У меня Туманность Андромеды - даже в телефоне. Перечитываю регулярно.
temmokan
5 апр, 2011 12:07 (UTC)
Похоже, как у меня "Непобедимый" и "Маятник Фуко".
basilian_ray
5 апр, 2011 12:11 (UTC)
Ты будешь смеяться - кроме Ефремова в регулярной перечитке ещё Сенека - Письма к Луцилию, и Хроники Ралиона твои - вторая и третья части.
temmokan
5 апр, 2011 12:23 (UTC)
Интересная подборка! Приятное соседство, что ещё скажу!
snowman_fedya
5 апр, 2011 12:10 (UTC)
Лем -- рулёз! Именно вот этой симфонией технических подробностей (пусть и не всегда правдоподобных) он создаёт полное ощущение убедительности происходящего.

Паровоз всегда убедительнее, чем электровоз, олицетворяет покорённую человеком мощь. Весомо, грубо, зримо.

Ну а без этого -- ""Корабль" пошевелился и, мягко подпрыгнув - Вадим успел оттолкнуться ногой от Земли - стал подниматься в небо." (с)

Совсем другая художественная задача. Нету пафоса, мир спокоен, бел и пушист.
temmokan
5 апр, 2011 12:23 (UTC)
Пафос можно и без паропанка изобразить. Впрочем, право автора - думаю, Лем и сам всё это прекрасно понимал, особенно если почитать "Звёздные дневники"
snowman_fedya
5 апр, 2011 12:25 (UTC)
О да. Гаечный ключ и говядина, вращающиеся вокруг ускоряющейся ракеты.

Не это главное в литературе. Не это.
temmokan
5 апр, 2011 12:28 (UTC)
Это хохмы. Но ведь не всё там хохмы. Особенно серьёзные новеллы, вроде "Формулы Лимфатера".
snowman_fedya
10 апр, 2011 09:53 (UTC)
хохма ложь, да в ней намёк :)

чистой хохмой был только самый первый эпизод. Потом пошли уже "с мыслями", и чем дальше, тем больше. Последняя вещь, "Мир на Земле", уже стала даже скучновата.
tallfat
5 апр, 2011 12:40 (UTC)
У Гернсбека полный трэш с бытовухой, Лем отдыхает:)

А из современных - мир Ойкумены Олдей ничо так прописан
temmokan
5 апр, 2011 12:41 (UTC)
Про Ойкумену согласен. А Гернсбека, похоже, читал оччень давно, уже и не помню. О какой книге речь?
tallfat
5 апр, 2011 12:44 (UTC)
"Ральф 124С 41+" - гипертрэш:)

Причем, весь смысл книги, ИМХО, именно описание техники и бытовухи
temmokan
5 апр, 2011 12:47 (UTC)
Ну, это такая специфическая фантастика, старая-престарая, наивная и очень вся техническая. До сих пор нежно люблю слово "радиоперфоратор". Круче его разве что "дыродел".
tallfat
5 апр, 2011 13:03 (UTC)
Меня ""пустолазные костюмы" доставляли в свое время:)
temmokan
5 апр, 2011 13:07 (UTC)
Хм, интересно, кто-нибудь собирает список комично звучащих терминов будущего?
temmokan
5 апр, 2011 13:09 (UTC)
Ещё один вариант того, чем можно заняться в качестве активного творческого отдыха.
burbilog
5 апр, 2011 12:52 (UTC)
Почти все фантасты промахиваются с предсказанием бытовой технологии будущего, причем обычно плюс-минус полвселенной. Искуственный интеллект -- это пожалуйста (хотя мы сегодня от него так же далеки, как и 50 лет назад), а нормальная мобильная связь -- никто. Ну представим себе колонизаторов, прилетевших заселять планету. Да они первым делом развесят геостационары и у каждого поселенца в обязательном порядке будет сотовая труба достаточной мощности. Плюс локация по спутникам. Все, 90% сюжетов можно в помойку. Причем с каждым годом нашего привыкания к мобильникам все страньше и страньше выглядит "высокотехнологическая" фантастика прошлого.

Развитие сотовой связи прохлопали практически все.
temmokan
5 апр, 2011 12:54 (UTC)
Да, тут промахнулись. Теперь интересно представить, в чём промахнёмся в следующей волне.

Предположим, конечно, что человечество не утонет в быту, дрязгах и прочих копирайтах. И сумеет, таки, посмотреть в небеса.
burbilog
5 апр, 2011 19:06 (UTC)
Боюсь, что небеса так и останутся ненаучной фантастикой, потому что ничего такого, что могло бы реально обещать движение выше скорости света так и нету.

Я подозреваю что сдвиги будут ОЧЕНЬ серьезные, но -- другие, благодаря современной информатизации. Она на самом деле только началась, и мы еще мало подозреваем, что на самом деле возможно.

ИМХО очень вероятны пара таких вот направлений:

1. Хорошее. Биотехнологии. Они напрямую зависят от возможностей электроники, и серьезный прорыв может быть там, вплоть до условного бессмертия. Лекарства за последние десятилетия сделали гигантские шаги вперед. Вопрос прокормежа населения я думаю еще лет 500 будет легко решаться технологически (мальтузианство я отметаю в принципе, потому что каждый раз, наткнувшись на барьер производительности с/х, человечество легко его преодолевает очередным технологическим кунштюком), а вот выше определенного срока средняя продолжительность жизни все равно вряд-ли поднимется, просто за счет убыли в несчастных случаях.

Кроме того, очень интересно было бы рассмотреть долгожительство с точки зрения психологии: к старости как правило (не всегда, но как правило) наступает весьма сильная психологическая ригидность, которая при продлении жизни самого тела поставит долгоживущих в очень неконкурентоспособные условия по сравнению с
молодежью.

2. Плохое. Жесткий контроль за работниками с помощью программ и естественный отбор компаний в бизнесе приведет к тому, что выживать будут жесткие компании, в которых каждый шаг работающего будет сильно контролироваться не людьми, а объективными системами управления персоналом. Сейчас есть уже все предпосылки для такого, но пока животное желание начальников иметь подчиненных на дистанции личного втыка держат все том виде, в котором оно есть, когда люди ходят на работу физически.

А это в свою очередь очень сильно расколбасит менталитет и сделает людей управляемыми, всегда ожидающими инструкции на каждый следующий шаг...
temmokan
6 апр, 2011 12:15 (UTC)
Ну, оставим пока поиск способа телепортации или гравитационного привода специалистам.

У меня сложилось ощущение, что сейчас человечество достаточно жёстко поворачивают носом к земле, в том смысле, что как бы сами собой исчезают стремления двигаться к небесам - внутренние проблемы человечества и степень испохабленности среды обитания всё острее и выше.

Тут как бы не до прорывов, мнится мне - ещё пара-другая Мексиканских заливов, и придётся решать очень простую задачу выживания в очень недовольной человеком биосфере.

Второй вариант, увы, как всегда более вероятный. И потому главным образом, что из людей энергично вытравляется свобода воли и желание хоть за что-то отвечать.
(Удалённый комментарий)
starcat13
5 апр, 2011 13:36 (UTC)
а тот же Watson, например?
(Удалённый комментарий)
starcat13
5 апр, 2011 15:12 (UTC)
С обманом неплохо справлялись "Элизы" и последователи, насколько я читал.
Но тот же Watson все-же не прохождением тестом Тюринга занимается.
Если удастся на него L1 поддержку свалить - уже неплохо (тем более там особого разума не надо)
(Удалённый комментарий)
temmokan
5 апр, 2011 15:26 (UTC)
Угу, "и тут мне карта пошла!"
zveriozha
5 апр, 2011 13:24 (UTC)
У Бредбери было описание "часов", по которым народ разговаривал в автобусе с женами, родственниками. По сути - те же мобилки. В рассказе "Убийца".
zveriozha
5 апр, 2011 13:22 (UTC)
**излучатель антиматерии трудно сочетается с ферромагнитными лентами

Отлично сочетается, учитывая время написания. В современной фантастике люди могут пользоваться интернетом в нынешнем его виде или нынешними подобиями компьютеров. Что через 50 лет может читаться забавно.
temmokan
5 апр, 2011 13:38 (UTC)
Спорить не буду, потому что всё равно спросить уже не у кого.
zveriozha
5 апр, 2011 13:59 (UTC)
Ну, а зачем спрашивать. Лем писал эти вещи, когда развивалась ядерная энергетика, были теории об антиматерии, были и АЭС функционирующие. При этом часть вещей он описывает из тех реалий - ферромагнитные ленты, например. Писатель же не может изменить ВСЕ. Он в любом случае будет смешивать реалии, которые есть с теми, которых еще нет.
temmokan
5 апр, 2011 14:33 (UTC)
Изменить всё не может, но носители информации иной природы придумать не так уж сложно. Ну и так далее по списку.
starcat13
5 апр, 2011 15:18 (UTC)
хорошо бы еще придумать их более-менее реалистично...

Например все эти инфокристалы хитрой формы - как их удобно носить в кармане, например?
prool
5 апр, 2011 20:49 (UTC)
Ээээ. У того же Лема в его "Магеллановом облаке" компьютер на криоэлементах. И что-то про всемирную информационную сеть на всей Земле и ее маленький вариант для экипажа космолета
temmokan
6 апр, 2011 12:05 (UTC)
Что ж, про сеть - понятно, надо перечитать, вспомнить про криоэлементы.
( 49 мнений — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner