?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Учите людей читать!

Новость уже порядком старая: в марте КоммерсантЪ опубликовалъ статью Бумага не стерпела, о переходе крупнейших бумажных издательств на электронный рынок.

В секции "У нас" есть интересное суждение о том, отчего книготорговыый рынок в России, так скажем, не процветает, цитирую, Согласно финансовой отчетности компании за девять месяцев 2010 года, одной из основных проблем рынка является неразвитость традиционных сетей продаж: существующая розница вмещает меньше половины ассортимента выпускаемых книг, а слабые логистические цепочки не могут обеспечить спрос в отдаленных от Москвы регионах, конец цитаты.

Отчасти я согласен. Не в крупных городах найти книги ой как непросто. Но основная проблема, как мне видится, куда проще и серьёзнее: люди перестают читать.

Об этом бы задуматься гг. издателям. Если они заинтересованы в процветании своего бизнеса, самое время задуматься о формировании тех, кто позволяет такому бизнесу процветать: о читателях.

Правда, придётся попутно пересмотреть издательские планы. Ибо вырастить читателя на том, что ему предлагается из современной литературы, проблематично: забивая мозг мусором, читателя не воспитать. Если то, что я вижу в магазинах от "АСТ" и "Эксмо", не иллюзия, читателям в основном предлагается, скажем так, чтиво. Большая просьба не начинать полемику о вкусах и прочем: у меня уже есть литературные вкусы, суждения выношу по ним. В аннотации, тиражи и рекламу не верю.

Ну и ещё одна цитата из упомянутой статьи, мнение финансового директора "АСТ", цитирую, При отсутствии политической воли к борьбе с пиратским распространением книг и поправок к законодательству, позволяющих эффективно привлекать к ответственности провайдеров, рынок электронных продаж станет полностью нелегальным. Это отразится и на рынке печатных книг — прежде всего черно-белых,— который может упасть на 30-40% в ближайшие три-четыре года, конец цитаты.

Ага, ага. Прижмём провайдеров, внедрим в обязательном порядке жучки на компьютеры, сделаем полностью подконтрольным Интернет, и вот тогда люди ка-а-ак кинутся читать исключительно легальные электронные книги! Просто отбоя не будет от покупателей!

Где-то я это уже слышал: если оградить человека от доступа к электронкам, он непременно купит бумажную версию того, что скачал бы "за так" из сети. Что характерно, многие авторы по-прежнему в это верят.

Не поздно ли уже приниматься за активное написание уже задуманного романа "Copyright" о мире победившего копирайта?

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 52 мнения — Высказать мнение )
elvit
31 май, 2011 06:32 (UTC)
> Если то, что я вижу в магазинах от "АСТ" и "Эксмо", не иллюзия, читателям в основном предлагается, скажем так, чтиво.

- Я думала, что издают то, у чего есть рейтинги на СИ? То есть уже гарантированно имеющее какую-то нижнюю планку популярности...

Оффтоп:
Купила тут на Литресе первый раз в жизни книжку (Олдей). Теперь чувствую себя дура дурой. :-/ Зато научно-популярные книги по языкознанию приходится покупать на Озоне в бумаге, потому что в электронке они только в пдф, а этого для комфортного чтения не хватает. Хнык!

И, кстати, об электронках и покупках бумажных версий... Все-таки мне кажется, что люди без доступа к изданному уйдут на СамИздат. Я не понимаю, почему качество должно при этом упасть больше, чем сейчас (на СамИздате же). Народ, имеющий отношение к книгоизданию (Лукьяненко, Рух, еще писатели-редакторы) говорят, что в отсутствии денежных вложений, во-первых, исчезает редактура, во-вторых, нет стимула писать лучше. Но я смотрю на фанфики (с октября по май читала ТОЛЬКО их) и вижу тот же самый процент соотношения "можно читать" / "боже, какая хрень!". Абсолютно тот же (ну, с поправкой на заданное содержание)! А ведь там денег нет (те что есть, вкладываются не в тексты). Но тексты пишутся, переводятся, вычитываются, проводятся свои коны и съезды... Не могут люди не самовыражаться.
temmokan
31 май, 2011 06:57 (UTC)
По мне, процент хорошего вообще ни от чего не зависит. Потом, простите, с чего это вдруг текстам нужен редактор, чтобы тексты можно было читать?

Если автор не умеет сам писать хорошо - так пусть идёт лесом и учится писать.

А насчёт "нет стимула" - нефиг высказываться за всех. Стимула не будет в первую голову у того, кто даёт план по валу.

Нормальный творческий человек, действительно, не сможет не самовыражаться. И не сможет делать халтуру.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - kazak_ixbt - 31 май, 2011 09:26 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 8 июн, 2011 13:00 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 15 июн, 2011 14:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 31 май, 2011 09:39 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 1 июн, 2011 00:50 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 15 июн, 2011 14:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kazak_ixbt - 31 май, 2011 09:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 31 май, 2011 09:42 (UTC) - Развернуть
alexrat
31 май, 2011 08:28 (UTC)
А почему после покупки книги Олдей в электронке чувствуете себя дура дурой?
(без темы) - elvit - 31 май, 2011 08:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexrat - 31 май, 2011 08:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elvit - 31 май, 2011 09:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexrat - 31 май, 2011 09:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 31 май, 2011 09:44 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
temmokan
31 май, 2011 07:18 (UTC)
В том-то и беда. Никакие пираты не принесут столько вреда культуре, как люди, разучившиеся читать.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 31 май, 2011 08:04 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 31 май, 2011 09:45 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 15 июн, 2011 14:41 (UTC) - Развернуть
till_j
31 май, 2011 08:18 (UTC)
Вы знаете, немного в сторону, но близко к теме. На заре эпохи ПК, мы с коллегами обратили внимание на то, что программы самым навороченным образом защищённые от копирования или использования на других машинах, обычно, ничего из себя не представляли. Т.е. если на защиту тратится 90% времени и ума, то на содержание остаётся немного.
temmokan
31 май, 2011 09:46 (UTC)
Точно-точно. "Удобство, эффективность, надёжность - выбирайте любые два".
Хороший пример - тот же публикант.
serafima_orlova
31 май, 2011 09:08 (UTC)
По-моему, люди читают... Две проблемы: в провинции мало хороших книг, то, что довозят хорошего - непомерно дорогое.
temmokan
31 май, 2011 09:49 (UTC)
Кто уже читают, те и будут. Утверждение касается в основном новых поколений.

А что книги трудно найти в малых городах, и спорить не буду. Об этом книготорговые сети тоже не очень думают. Столицы охвачены - и слава богу.
serafima_orlova
31 май, 2011 09:56 (UTC)
Вопрос в том, кого считать новым =) Мои школьники на практике назвали мне столько авторов в числе любимых, каких я отродясь не читала...
(без темы) - temmokan - 31 май, 2011 13:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - serafima_orlova - 31 май, 2011 15:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 1 июн, 2011 00:51 (UTC) - Развернуть
o_huallachain
31 май, 2011 09:39 (UTC)
Один знакомый мне человек, работающий в сфере книгоиздания, именно так и говорит: люди просто перестают читать.
temmokan
31 май, 2011 09:49 (UTC)
"По многим вопросам я очень хотел бы надеяться, что заблуждаюсь"...
Что тут ещё сказать.
starcat13
31 май, 2011 12:22 (UTC)
> люди перестают читать
альтернатив проведения времени становится все больше и больше.

(голосом адвоката дьявола) часть людей таки купит книгу (особенно по адекватной цене) если не будет возможности добыть ее бесплатно.
Узнать бы сколько каких людей...
temmokan
31 май, 2011 13:28 (UTC)
Часть - само собой. Кстати, полезно узнать, какая.
Но не все.
starcat13
31 май, 2011 15:02 (UTC)
Собственно в этом и вопрос: будет ли достаточно людей платить за книги, если их можно взять бесплатно.
И способы подтолкнуть к этому (в идеале - не запретительные)
(без темы) - temmokan - 1 июн, 2011 00:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - starcat13 - 1 июн, 2011 02:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 8 июн, 2011 13:01 (UTC) - Развернуть
morthan2006
31 май, 2011 15:52 (UTC)
Где-то я это уже слышал: если оградить человека от доступа к электронкам, он непременно купит бумажную версию того, что скачал бы "за так" из сети. Что характерно, многие авторы по-прежнему в это верят.

Те, кто так думает, очень сильно заблуждаются. ПМСМ, если оградить человека от доступа к электронкам он... пожмёт плечами и пойдёт смотреть ТИЛИВИЗЕР! А борцы с электронками будут плакаться в жилетку и продолжать пилить сук, на котором сидят. Если будет ещё чего пилить.

Книги — вещь совсем особенного свойства. Чтобы получать от них удовольствие требуется развитое воображение. У нас с ним хорошо: в наше время так мало подавалось на блюдечке в уже пережёванном виде, что воображение пришлось натренировать. Мы играли в игры на алфавитно-цифровых дисплеях и видели космические корабли вместо зелёненьких символов на экране. Мы смотрим в книгу и вместо букв видим там окно в другую жизнь.

Но прогресс не стоит на месте! Зачем мучиться, читая по складам чёрные буквы на белом фоне? Возьмите аудиокнигу и избавьте себя от лишнего труда! Всё ещё тяжело? К вашим услугам телеэкран — теперь вы не только слышите, но и ВИДИТЕ! Вас беспокоит невозможность влиять на события? Вот вам игра с такой реалистичной графикой, что никакое воображение не понадобится больше НИКОГДА! Почувствуйте себя д'Артаньяном, не прилагая к этому никаких усилий!

Индустрия простых и грубоватых развлечений перемалывает развлечения тонкие и интеллектуальные. И что мы можем с этим поделать?

Можно прижать борцов с пиратами и давать награды за приобщение людей к чтению. Сделать доступными хоть электронные книги, раз уж бумага стоит денег. Отменить телевидение или хотя бы сделать его скучным. Но этого во-первых никто не сделает, а во-вторых это может разве что притормозить процесс. Печально....
temmokan
8 июн, 2011 13:02 (UTC)
Согласен, всё печально.
Книга - не обязательно Книга, можно и просто книгу взять - требует не только подготовки, но и развитых навыков восприятия.

Учитывая, что население тем удобнее, чем меньше оно старается отстаивать свои интересы, книгочей - первый враг для любой власти.
ryzhulia
31 май, 2011 16:06 (UTC)
По теме поста могу поделиться личным опытом: наверно это я такая "дикая", что не читаю Донцовых-Марининых и прочих Духлес, не срослось у меня с ними. Вот сейчас знакомлюсь с Мемуарами Чарльза Чаплина, "честно" (бесплатно) :)) скаченныными из сети. Скаченные лишь из-за того, что книга большая и толстая, таскать её с собой, чтобы почитать в транспорте - довольно проблематично, НО... хочу отметить, что я обязательно куплю эту книгу в бумажном варианте, ибо это то, что хочется периодически перечитывать. Перечитывать, наслаждаясь, а не просто, получив информацию (как от современного чтива), захлопнуть и закинуть в дальний угол. Извиниюсь, если кого обидела "современным чтивом".
temmokan
8 июн, 2011 13:11 (UTC)
Донцову, Минаева и прочиих авторов поулярного современного чтива я вот тоже отчего-то не чтец. Ознакомился, через силу, чтобы не высказываться в стиле "не читал, но скажу" - и всё.

Интересно, а кто из современных нам авторов И пишет хорошо, И продаётся успешно? Ведь есть такие.
ilmare_
1 июн, 2011 15:33 (UTC)
(Грэм)
Читать предпочитаю бумажное. Но не желаю кормить донцовых и тех, кто подсаживает читателя на мусор (издателей). Простейшее решение - букинисты (книги по СТОИМОСТИ, а не по монопольной цене) и обмен. К тому же благодаря такой тактике получаешь уже "обогащенную словесную руду" - мусорных книг друзья не предложат.

Что касается редакторов советской выучки - нет, спасибо, лучше без них. Ты сам, помнится, рассказывал про Северо-Запад, как они с синонимами расправились ;) Со стихами вообще не церемонились. Лучше всего они идеологически вредные высказывания находить умели. С нынешними дел не имею, поэтому ничего не скажу.
Почти не осталось профессиональных корректоров - вот где настоящая беда.

А по поводу "не читают" выскажу крамольную мысль, готовьте гнилые помидоры ;)
Бесписьменные культуры предшествовали культурам с чтением-письмом, и, может статься, со временем письменность станет курьезом вроде конки и дирижабля. В профессиональном обучении ПОКАЗ зачастую на порядки эффективней, чем томище документации и гора учебников. Для общения голос и видео естественнее текста. Люди смогут рассказывать и слушать истории, как уже было в дописьменную эпоху. Рассказчика поблагодарят материально, если захотят; может сформироваться слой профессиональных сказителей; но в основном рассказывание будет самовыражением. Разница с древними временами и "дикарскими" культурами чисто техническая - возможность сохранить рассказ не только в памяти. Скучное, сиюминутное, ложное не будет получать такого распространения, как мусорные тексты, потому что для "рассказывания" не нужно ни типографского станка, ни целого штата сотрудников, ни сети магазинов.
starcat13
1 июн, 2011 16:25 (UTC)
Re: (Грэм)
имхо - показ эффективнее только за счет наличия обратной связи (т.е. если я могу задавать вопросы). Иначе - прочесть _нормальную_ статью быстрее и понятнее, чем смотреть видео. Плюс читать можно с удобной _мне_ скоростью, а аудио/видеозапись - со скоростью удобной автору.
Re: (Грэм) - ilmare_ - 2 июн, 2011 15:51 (UTC) - Развернуть
Re: (Грэм) - starcat13 - 8 июн, 2011 13:46 (UTC) - Развернуть
temmokan
8 июн, 2011 13:14 (UTC)
Re: (Грэм)
Развитие, конечно, идёт по спирали.

Профессиональное обучение тоже разное бывает. Во многих случаях показать - намного эффективнее, и спорить не буду. Но далеко не везде и далеко не всегда. Потом, есть такая тенденция, что аудио- и видеокурсы вытесняют старый добрый простой текст, по нескольким причинам:

- автор курсов учит обезьянничать, копировать себя любимого
- видео- и аудио - для "ленивых", которым некогда утруждать головной мозг

Так легко собирается аудитория восторженных учеников, которые всегда будут покупать новые курсы, ибо без них тождественно равны нулю.
seetolearn
2 сент, 2011 07:40 (UTC)
романа "Copyright" о мире победившего копирайта
Кажется, Столлман писал такое.
temmokan
3 сент, 2011 16:41 (UTC)
Тем интереснее написать с точки зрения другой культуры.
( 52 мнения — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner