?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Плюс-минус квад

Технике будущего фантасты уделяют подчас очень много времени, живописуя все детали, тщательно и с наслаждением. Разумеется, технологии будущего иной раз выглядят очень своеобразно даже из-под пера титанов.

Станислав Лем, «Непобедимый»: «Потом на пультах, залитых багрянцем далекого солнца, пылавшего на центральном экране, начали перемигиваться огоньки. Зашевелились ферромагнитные ленты, программы медленно вползали внутрь все новых и новых приборов, переключатели высекали искры, и ток уплывал по проводам с гудением, которого никто не слышал. Закружились электромоторы, преодолевая сопротивление давно застывшей смазки и поднимаясь с басов на высокий стон. Матовые слитки кадмия выдвигались из вспомогательных реакторов, магнитные помпы сжимали жидкий натрий в змеевиках охлаждения, по обшивке кормовых отсеков пробежала дрожь, и одновременно легкий шорох из-за бортовых переборок – словно целые стада зверьков носились там, постукивая коготками о металл, – сообщил, что приборы автоматического контроля уже отправились в длинное путешествие, чтобы проверить каждое соединение лонжеронов, герметичность корпуса, прочность металлических швов.».

При всём уважении к мэтру, я с трудом представляю себе ферромагнитные ленты и лампочки пультов привычного нам вида. Конечно, это не делает роман ничуть хуже, поскольку не это главное. Но всё равно не могу не улыбнуться, перечитывая второй абзац.

Вычислительной технике будущего уделяют особенно много времени. Возможно, даже больше, нежели бластерам-шмастерам. И вот тут начинается интересное, поскольку попасть пальцем в небо, делая прогнозы, крайне легко. Известный закон Мура (число транзисторов на кристалле будет удваиваться каждые 18 месяцев) вряд ли будет в ходу. Однако и в смысле объёмов информации, и в смысле скоростей переработки прогнозы выглядят примерно так же, как выглядели бы экипажи будущего в прогнозах человека, который не мыслил ничего лучше паровоза.

В известном сериале «Star Trek» для обозначения количества информации используется «квад» (quad). Что это такое — никто не ведает, в точности неизвестно. Возможно, это квадриллион байт (1015 байт). В любом случае это очень и очень много (а по мере развития событий начинают мелькать обороты вида «миллиарды тераквад»).

Ваш покорный слуга при проработке Аглафара взял за типичный объём памяти 342 — величину, близкую 1020. Тройка — потому что используются вычислительные машины на базе симметричной троичной системы счисления. Минимальная единица информации — девять троичных разрядов. Скорости передачи информации и аналог того, что сейчас именуется тактовой частотой процессора, также достаточно велики, чтобы описание возможностей электронного мозга и систем кораблей не казались нелепыми.

Может ли кто-нибудь вспомнить, какие цифровые технологии дальнего будущего, в каких именно произведениях были бы максимально проработаны, внутренне непротиворечивы и, вместе с тем, не являлись простой экстраполяцией наших с вами реалий?

Интересно было бы посмотреть. Чтобы ошибка автора в плюс-минус квад не казалась сколько-нибудь заметной, и чтобы при этом без магнитных лент, транзисторов и мониторов в привычном нам понимании.

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 87 мнений — Высказать мнение )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
sovok4ever
26 фев, 2012 17:32 (UTC)
у того же Лема, в "дневниках йона тихого" намного интересней описание всякой космо-техники, чем в "непобедимом"
temmokan
27 фев, 2012 00:01 (UTC)
Я бы ещё добавил "Возвращение со звёзд" и "Футурологический конгресс".
Однако не будем забывать, что про Ийона писалось в интервале 1953-1999, а "Непобедимый" - это 1964.

Тридцать пять лет - это очень много.
(без темы) - sovok4ever - 27 фев, 2012 00:27 (UTC) - Развернуть
olegs
26 фев, 2012 17:42 (UTC)
Лем берет не описанием техники, а применением этой технологии. У Лема в "Эдеме" восхитительно описан процесс ремонта полностью убитой ракеты в полевых условияхт. Такой запас избыточности и ремонтируемости сделает честь любой отсталой технологии.
Дело не в ферромагнитных лентах. У него и карты напечатанные еще используют.

Смеяться над цифрами можно только, если человек писал в наше время. Вон у Савченко личность директора смоделировали на машине с несколькими килобайтами памяти :)

Изящно вышел из положения Бэнкс, у него в книгах электронные мозги частично располагаются в подпространстве, где ресурсов просто немеряно :)

Edited at 2012-02-26 17:43 (UTC)
temmokan
27 фев, 2012 00:07 (UTC)
Дело не в том, чтобы смеяться, а в том, чтобы а) это было существенно для сюжета и б) автор сам отчётливо понимал, о чём пишет.

В "Возвращении со звёзд" техника будущего уже показана так, как человеку из первобытного строя показались бы наши реалии. За одним исключением:герой Лема в состоянии разобраться в дивном новом мире - когда и если хочет.

В случае Савченко, конкретно - в "Открытие себя" жидкий субстрат, если память не изменяет, была частью компьютерной системы. Тоже вполне изящный выход. :)
yuri4z5lf
26 фев, 2012 18:15 (UTC)
а жидкий натрий, как и любая жидкость, несжимаем )
temmokan
27 фев, 2012 00:10 (UTC)
Тут надо смотреть на оригинал. "Сжимали" - возможно, точнее было бы "нагнетали". Но да, формально там много к чему можно придраться. :)
(без темы) - yuri4z5lf - 27 фев, 2012 04:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 27 фев, 2012 05:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yuri4z5lf - 27 фев, 2012 05:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 27 фев, 2012 05:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yuri4z5lf - 27 фев, 2012 05:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergei_eriomin - 27 фев, 2012 09:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yuri4z5lf - 27 фев, 2012 10:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 27 фев, 2012 16:51 (UTC) - Развернуть
snowman_fedya
26 фев, 2012 18:32 (UTC)
Лем -- это кайф. Его турбины и ферромагнитные ленты достовернее многих суперпьютеров современности.
temmokan
26 фев, 2012 23:59 (UTC)
Лем пишет так, что сомнений в достоверности не остаётся.
И картина как живая. Что умеют очень и очень немногие.
(без темы) - snowman_fedya - 27 фев, 2012 06:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 27 фев, 2012 16:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - snowman_fedya - 27 фев, 2012 17:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 28 фев, 2012 13:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - snowman_fedya - 28 фев, 2012 13:37 (UTC) - Развернуть
alexrat
26 фев, 2012 18:39 (UTC)
Ну, да... у Хайнлайна частенько расчёты систем уравнений в шестимерном пространстве производили с помощью логарифмической линейки :)
stoshagownozad
26 фев, 2012 19:56 (UTC)
теоретические-то можно... с помошью всяких там приближенных методов.

Надо посмотреть, как решались эти вопросы у Дилэни в "Вавилоне 17" - я имею в виду вычислительную мощность и т.п., не помню уже ничегошеньки таких деталей...
(без темы) - temmokan - 27 фев, 2012 00:12 (UTC) - Развернуть
andrewshell
27 фев, 2012 01:44 (UTC)
??? Аглафара ???
temmokan
27 фев, 2012 02:02 (UTC)
"Аглафар" - название цикла, в который входят произведения о Земле отдалённого будущего (24-й век и далее).
(Удалённый комментарий)
temmokan
27 фев, 2012 03:11 (UTC)
Собственно технической части у Шекли не так много, согласен.
Тут нужно смотреть Азимова, Кларка...
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 27 фев, 2012 03:15 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 27 фев, 2012 03:35 (UTC) - Развернуть
snowman_fedya
27 фев, 2012 06:16 (UTC)
можно вспомнить гематров у Олдей. Тоже типа цифровая технология :)
temmokan
27 фев, 2012 16:50 (UTC)
Ну, да, вполне сойдёт за цифру. :)
Хотя в смысле необычных решений меня в своё время приятно удивили ментаты.
(без темы) - snowman_fedya - 27 фев, 2012 16:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 27 фев, 2012 16:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - snowman_fedya - 27 фев, 2012 17:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 28 фев, 2012 13:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - snowman_fedya - 28 фев, 2012 17:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 мар, 2012 23:45 (UTC) - Развернуть
adis_71
27 фев, 2012 06:22 (UTC)
Фантасты такие фантасты :))
temmokan
27 фев, 2012 16:50 (UTC)
Зато какие они все разные!
trayan_creator
27 фев, 2012 06:57 (UTC)
да, предсказания в книгах и трудах некоторых авторов сбываются.
temmokan
27 фев, 2012 16:49 (UTC)
Пора, похоже, провести опрос и узнать, что же именно сбылось, и у кого - чаще, чем у остальных.
(Удалённый комментарий)
temmokan
27 фев, 2012 16:49 (UTC)
Этика - это важно.
А вот индивидуальное бессмертие - скорее это новая большая проблема, нежели решение.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 27 фев, 2012 16:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - burbilog - 1 мар, 2012 13:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 мар, 2012 23:54 (UTC) - Развернуть
vladimirov_av
27 фев, 2012 07:54 (UTC)
Насколько я знаю, в этом отношении преуспел Жюль Верн.
temmokan
27 фев, 2012 16:48 (UTC)
Если говорить о "Необыкновенных приключениях экспедиции Барсака", о "Пятистах миллионах бегумы", большинстве приключенческих книг - то да, там порой очень интересные и смелые идеи, притом осуществимые.

Но вот полёт из пушки на Луну я уже воспринимаю только как шутку.
sergei_eriomin
27 фев, 2012 09:26 (UTC)
Честно говоря, все попытки заглянуть чуть дальше
собственного носа вызывают как минимум улыбку.
Частности: большая часть писателей до сих пор выводит инфу
для работы человека-оператора во внешнее пространство,
т.е. на визуальные дисплеи (голо-, видео-), а не
непосредственно в мозг. Многие до сих пор сами (человеком)
управляют не то что кораблями-межпланетниками, а
межзвёздниками! Я уж не говорю о постоянных
старателях во внеземных шахтах. Как будто термин
"синтез химических элементов" даже не слышали. И т.д.
Т.е. никто целостно не подтягивает необходимый уровень
технологий к сюжету. Не увязывает экономическую
целесообразность с описываемой "реальностью".
Якобы "научная" фантастика - такая же кондовая
сказка, только замусоренная непонятными словами.

Ну их к лешему, эти технические описания, оставим
психологию... лирику. Таким образом, сайенс фикшн
вытесняется понятной фэнтези с режуще-колющими кромками,
хорошо знакомыми многим по работе на кухне.
temmokan
27 фев, 2012 16:41 (UTC)
Рад видеть, Сергей.
Однако я не со всем соглашусь. Прямая трансляция в мозг не представляется мне обязательным благом и прогрессом, по сравнению с разнообразными видами "экранов". Скорее я бы говорил об удобстве интерфейса.

В остальном да - шахтёры и сама идея привозить разную руду на огромных космических баржах - совершенно феерически. Нет у людей представления о том, как будет выглядеть состояние технологий и их применение.

Те же стремительные домкраты.
fast_squirrel
27 фев, 2012 09:47 (UTC)
поживем увидим-может кто откроет "машину времени")))
temmokan
27 фев, 2012 16:41 (UTC)
Вперёд или назад?
viplissa
27 фев, 2012 10:40 (UTC)
Знаете,мне всегда казалось ,что ВСЕ яркие открытия в науке и технике происходят не путём многолетних исследований,а по божественному,так сказать,наитию.И часто именно дилетанты их совершали,потому что не знали,что *такого не может быть никогда*.
Фантасты оказались провидцами в гораздо большем количестве гипотез ,чем классические учёные)))
Вообще,глядя только на одни нынешние чипы, начинаешь посмеиваться над фантастами с опаской!)
temmokan
27 фев, 2012 16:43 (UTC)
Мне кажется, что многие открытия являются неожиданным, побочным результатом действий в совершенно другом направлении.

Один из известных примеров - "неожиданное" доказательство Большой теоремы Ферма.

Внезапность озарения мне кажется логическим развитием ситуации: накапливается сумма знаний и пр., пока не происходит качественный скачок. Когда достигается, так сказать, критическая масса.
(без темы) - viplissa - 27 фев, 2012 17:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 28 фев, 2012 13:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - viplissa - 27 фев, 2012 17:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 28 фев, 2012 13:35 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 87 мнений — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner