?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В этой заметке изложена сумма моих взглядов на нынешнее состояние авторского права и его действительные причины. Не претендую на новизну суждений, бо они взяты из множества предыдущих публикаций и высказываний в комментариях.
Пираты, пираты, кругом одни пираты. Нет от них спасения. На самом ли деле его нет, или вопрос просто в неумении найти причину нынешнего положения дел с авторскими правами?

1.

Всякий литератор (и творческий человек вообще) непременно слышал о пиратах.
Это такие плохие (жадные, аморальные и циничные) люди, преимущественно виновные в том, что дела на рынке книгоиздания, программного обеспечения, музыкальных и видеодисков, и прочих результатов творческих актов идут из рук вон плохо.
Дело не в том, конечно, что цены на бумажные книги зашкаливают, а уровень качества хуже даже того, что озвучил Старджон. Дело не в том, что авторы песен желают вечно получать деньги за одну песню – вполне законное желание получать проценты, почивая на лаврах. И дело не в том, что цена на программное обеспечение обычно на 1-2 значащих нуля (с конца) выше, чем того заслуживает. И уж конечно, дело не в том, что нынешняя редакция закона об авторском праве применяет к цифровым воплощениям произведений архаичные суждения, относящиеся к материальным предметам.
Нет, нет и нет. Законы адекватны, цены соразмерны, качество на высоте. Во всём виноваты пираты. Какое адекватное наказание для пирата? На рею его, конечно!

2.

Все знают, что сетевые пираты крадут. Это всем известно, и доказывать не нужно.
В конце концов, ничто не меняет тот факт, что при создании электронной копии кражи не происходит. Почему? Просто по самому определению кражи: исходный материал никуда не делся, не сменил владельца, просто возникла копия. Заметим заодно, что себестоимость создания цифровой копии крайне низка. Не равна нулю, но очень, очень мала. Не очень понимаю, как её подсчитать – разве что оценить, на какую сумму амортизировался компьютер, на котором происходило копирование, да сколько электроэнергии потребил за эти несколько минут. Не в этом пока суть.
Итак: кражи, строго говоря, нет. А есть несанкционированное копирование или, выражаясь языком казённым, воспроизведение. Ну разве ж это правильное словосочетание? Как можно пронять обывателя и всю прочую соль земли выражением «пираты занимаются несанкционированным копированием»? Даже употребление слова «нелегальное» не даст нужного эффекта. Зато «пираты крадут» звучит ёмко, и бьёт прямо в цель. Крадут, стало быть – воры. Вор должен сидеть в тюрьме. Это и ежу понятно.
И уж совсем не имеет значения то обстоятельство, что, не будь у пирата возможности прочитать книгу за здорово живёшь, он вовсе не обязательно бы её купил. Просто умножим высосанное из пальца число циркулирующих электронных копий на стоимость «украденной» таким образом книги – и вот вам недополученная прибыль. Вернуть её немедленно!
Неважно, что мы подменяем понятия, правим числа как нам удобно, и приписываем терминам иные значения. Ради торжества истины и соврать можно.

3.

Немногие смогли осилить (а ещё меньшее число – понять) знаменитый Закон об авторском праве Российской Федерации (1) (см. Гражданский Кодекс, часть 4, глава 70). Немудрено: формулировки расплывчаты, многие термины не определены. Просто рай для чиновников и крючкотворов. Однако закон суров, но он закон.
Так вот. Все, кто жалуются и возмущаются фактами публикации своей интеллектуальной собственности, должны ознакомиться со статьями 1270 и далее по списку, чтобы точно знать, какие такие права принадлежат им исключительно, если только сам автор их не отчуждает.
Выражаю основную мысль: если автор не оговорил иначе, то любое воспроизведение (в т.ч. создание электронной версии) является исключительным правом автора. Точка. Не оговорил, что можно копировать – значит, нельзя. И спорить тут не о чем. Правда, Кодекс упоминает случаи, когда, о ужас, копирование (воспроизведение вообще) позволительно и даже не требует никакой компенсации, но перенос нетленок молодых талантливых (и матёрых гениальных) авторов в электронные библиотеки без ведома и согласия автора является нарушением закона.
Вот и всё. Осталось пойти, взять эти библиотеки за жабры и взыскать с них до пяти миллионов рублей за страдания, недополученную прибыль и потраченные нервы. Легко и просто.

4.

Самому автору не выдюжить, если решит подать иск и на законных основаниях добиться не только изъятия своего шедевра, но и компенсации звонкой монетой. А всё потому, что законы в разных странах несовершенны и различаются. Окопайся какой-нибудь пират в каком-нибудь Эквадоре, и что с ним прикажешь делать? Разве что киллеров нанимать, чисто для морального удовлетворения. Но и они денег стоят!
Вот тут и придут на помощь знаменитые защитники интересов правообладателей (именно так надлежит называть себя любому уважающему себя творцу – а вовсе не писателем, художником или скульптором – вы поняли). Кто эти неутомимые борцы за справедливость и паладины законности?
Например, РАО. Российское Авторское Общество (2). Интереснейшая контора, история которой исполнена драмы (3); вы знали, что РАО может защищать интересы любого правообладателя, не спрашивая его разрешения? Скажем, насвистел кто-нибудь ваш музыкальный шедевр при большом стечении народа – извольте заплатить РАО в полной сумме! Понятно, что РАО и себе возьмёт за хлопоты, иначе бы зачем им суетиться?
Одна беда: эти паладины не почешутся действовать, если не пахнет прибылью. Никакой защиты справедливости, чистая коммерция. Можете забыть, что они в реальности помогут изъять ваши тексты из тысяч электронных библиотек. Максимум, отправят в эти библиотеки суровые письма, где строго потребуют того-то и того-то. Наверное, вы догадываетесь, куда денутся такие письма.
РАО настолько сурово, что может запретить ветеранам войны петь фронтовые песни, может вести коммерческую деятельность вопреки законодательству, которое это воспрещает – и многое другое. Ведь за правое дело борются, простим паладинам их мелкие светские грехи.

5.

Если же и РАО не поможет – ну нет у автора денег, дабы воспылали паладины священным гневом – то есть традиционный путь обиженных и ущемлённых – бить челом. Скажем, непосредственно президенту.
Составьте письмо (4), где приведите внушительные числа (естественно, взятые с потолка) о том, как пиратство угрожает культуре, заставляет талантливых людей бросать это безнадёжное занятие по имени творчество и практически идти по миру. И почаще повторяйте, что пираты воруют. Бог с ней, с логикой и шут с ним, со здравым смыслом. Вы ведь чуете, что вас обирают. Звон недополученного золота уязвляет сердце и душу, как можно стерпеть?
Иной раз поражаешься, как плохие танцоры готовы обвинить в своих невзгодах тесную обувь и скользкий пол – вместо того, чтобы обратиться к опытному хирургу.
Чем это обычно кончается? Тем, что создаётся ещё одно государственное учреждение, вводятся новые налоги. А чего вы ещё ждали, жалуясь государству? Справедливости? Но она не измеряется в денежных знаках. Зато под это дело очень удобно и легко освоить средства, а с населения взять дополнительный налог – скажем, в один процент. И населению не в тягость, и благой цели послужит.
Что изменится в лучшую сторону после подачи челобитной? Не нужно быть Нострадамусом, чтобы дать единственно верный ответ из шести букв.

6.

Можно, конечно, поставить всё с головы на ноги, и перестать путать причину со следствием, а алчность с законностью.
Можно разрешить, пусть в течение ограниченного времени, возвращать купленные книги и т.п., с полным или частичным возвратом потраченных денег, чтобы творцам культурного мусора было неповадно.
Можно изменить сроки действия имущественных прав, ограничив права авторов-дармоедов, которые были бы горазды выбрать путь рантье: ничего не творить, получая проценты с давным-давно сочинённого. А заодно помешать наследникам стричь купоны с достижений их выдающихся предков.
Можно изменить законодательство так, чтобы деятельность паразитических по сути организаций, якобы осуществляющих выполнение законодательства об авторском праве стала невыгодной или невозможной.
Можно перестать считать людей по умолчанию жуликами и ворами, которые и не подумают заплатить за электронную копию, прочитав её даром.
Многое можно сделать, чтобы мир стал лучше, чёрное перестали считать белым, а ложь – правдой.
Но это означает, что сотни тысяч людей лишатся возможности брать взятки, проценты с давно уже потраченного капитала, утратят власть над другими людьми. Как вы думаете, согласятся ли они?
Вопрос был риторическим.
Зато я знаю, что нас ждёт в ближайшем будущем, если существующая безумная ситуация будет и далее развиваться, движимая основными пороками человечества.
Навскидку:
1. Из свободного доступа в Сети мало-помалу исчезнет всё мало-мальски ценное, начиная с классики. Вспомните хотя бы инцидент с произведениями Галича.
2. Возникнет полиция копирайта, которая будет уполномочена вторгаться в вашу приватность, потрошить содержимое вашего компьютера и прочей техники в вечном поиске нарушений.
3. Вы научитесь платить за кота в мешке – за любой товар от искусства – до того, как сможете оценить его «съедобность». Естественно, что вам не позволят вернуть деньги за не понравившуюся книгу, фильм или сборник песен.
4. Истерия по поводу пиратов будет нарастать. Как только жупел пиратов перестанет работать, придумают что-то ещё. И будут новые налоги, идиотские законы и все большее продление срока действия имущественных прав – во имя чьих-то доходов.
5. Ценность любого творческого труда будут измерять только и исключительно в деньгах.
6. Тяжбы за процитированные статьи с сайтов и т.п. станут частым явлением; люди начнут бояться даже цитировать кем-то что-то опубликованное до дрожи в коленках.
Нравится вам такое будущее или нет, выбирайте сами. Чтобы оно наступило с уверенностью, нужно просто ничего не делать.

Выводы

На настоящий момент:
1. Рынок легитимного электронного контента в РФ находится в зачаточном состоянии и не подкреплён необходимыми нормативными актами, в высокой степени криминализован.
2. Законодательство РФ не позволяет адекватно защищать авторские права (как имущественные, так и неимущественные), при правомерном обнародовании произведения в электронном виде в сети Интернет.
3. Законодательство РФ de facto предоставляет широкие возможности для злоупотреблений в области охраны авторских прав, иллюстрация – действия Российского Авторского Общества, принятие «закона об одном проценте».
4. Не существует de facto надёжных, легитимных, имеющих юридическую силу способов регистрации авторского права на произведения (в т.ч. на материальном носителе).
5. Для предотвращения нарушения законодательства РФ об авторском праве de facto применяются методы, только с большой натяжкой могущие считаться легитимными (пример: противодействие работе Torrent-трекеров путём DDoS-атак).

Ссылки по теме

5. Российский Интернет в XXI веке: АВТОРСКОЕ ПРАВО (Манифест) на сайте Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).
6. Опубликован доклад «Авторские права в Интернете» на сайте Ассоциации Интернет-издателей.

Лицензия Creative Commons
Произведение «Статья об исключительности, или Анафема пиратам» созданное автором по имени Константин Бояндин, публикуется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) 3.0 Непортированная.
Разрешения, выходящие за рамки данной лицензии, могут быть доступны на странице http://boyandin.ru/contact.

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 81 мнение — Высказать мнение )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
alex_rex
18 июл, 2012 02:49 (UTC)
Ссылка на рассказ Норвежского Лесного "Лицензия на справедливость"
temmokan
18 июл, 2012 04:26 (UTC)
Боюсь, что ссылка не вставилась.
(без темы) - alex_rex - 18 июл, 2012 10:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 18 июл, 2012 10:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alex_rex - 18 июл, 2012 12:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 18 июл, 2012 12:17 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
temmokan
18 июл, 2012 04:40 (UTC)
Каждый ответит в меру своей сдержанности. :)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 18 июл, 2012 04:50 (UTC) - Развернуть
kuzia_aka_zmey
18 июл, 2012 07:11 (UTC)
Все таки Вы слишком пессимистично.
1.Из свободного доступа в Сети мало-помалу исчезнет всё мало-мальски ценное, начиная с классики. Вспомните хотя бы инцидент с произведениями Галича.
*****
тут ИМХО стоит вставить словосчетание "и законного". теоретически все уже сейчас так, но нелегальные торренты имеют миллионы посетителей.

2. Возникнет полиция копирайта, которая будет уполномочена вторгаться в вашу приватность, потрошить содержимое вашего компьютера и прочей техники в вечном поиске нарушений.
*****
цена вопроса. теоретически она и сейчас есть, но работа у нее подобно бритью свиней. Визгу много а толку мало. Если ей дать столько ресурсов сколько нужно -- мы все будем в ней работать (и не факт что всех нас хватит еще). А зная нашу ментальность себя же мы проверять не будем. :-)

3. Вы научитесь платить за кота в мешке – за любой товар от искусства – до того, как сможете оценить его «съедобность». Естественно, что вам не позволят вернуть деньги за не понравившуюся книгу, фильм или сборник песен.
***************
угу. читаем "любой товар от искуства вы будете очень скоро оценивать одинаково". причем учитывая Стаджона будет оцениывать не высоко. Т.е. рынок тупо рухнет продавать будут дорого => покупать мало => продавать еще дороже потому что надо окупить бизнес... => смотрим судьбу Гыр(т.е. Топ) -Книги.

5. Ценность любого творческого труда будут измерять только и исключительно в деньгах.
*****************
не факт. А вот продавать свое творчество может стать "западло". причем не только из эстетических резонов но и из вполне материальных. (пожертвования поклонников могут быть больше платы потребителей (которые кот в мешке, Старджон и зачем такое покупать?))

Тяжбы за процитированные статьи с сайтов и т.п. станут частым явлением; люди начнут бояться даже цитировать кем-то что-то опубликованное до дрожи в коленках.
******
Возможно, но опять же долго бояться нельзя. Тут скорее общая криминализация сознания будет. если меня все равно за цитирование судят, то курица из супермаркета ничего к сроку не добавит. Кстати разговоры о воровстве тоже ведут именно к этому. Если все все равно воры, то какая разница что воровать текст или продукт. особенно если воруешь у государства/монополиста/гипермаркета.

Нравится вам такое будущее или нет, выбирайте сами. Чтобы оно наступило с уверенностью, нужно просто ничего не делать.
**************
ну средства обхода запретов следующего поколения уже есть -- их только скачать и нажать кнопку инстал осталось.
temmokan
18 июл, 2012 07:41 (UTC)
Лучше уж пессимистичнее, нежели следует.

1. То, что останутся торренты, P2P и т.п. - это ясно. Речь про сайты в первую голову.

2. Полиция копирайта (сразу представляю себе таких молодчиков в чёрных мундирах, с красной повязкой и символом "(c)" на ней) - явление, которое напрашивается не только у нас.

У нас всё будет криминальнее, а потому - более жестоко.

3. Совершенно верно, взлёт цен - в силу порочной обратной связи - и как следствие, коллапс. Но кто виноват? Пираты, естественно!

5. Само понятие "продать" уже изрядно обесценено. По поводу добровольных пожертвований благодарных читателей - согласен. В моём случае это действительно так.

Средства есть. Но это - соревнование брони и снаряда. С потерями с обеих сторон.

burbilog
18 июл, 2012 07:14 (UTC)
Ну, Столлман очень давно написал на эту тему помнится рассказ... но я думаю ничего реально не изменится по сравнению с сегодняшним днем, слишком велика численная разница между ревнителями копирайта и теми, кто предпочитает свободный доступ. Просто при усилении легальной байды все пойдет в более глубокий андерграунд, в i2p, тор и прочее. А там хрен кого поймаешь вообще.
temmokan
18 июл, 2012 07:44 (UTC)
Понятно, что на давление на HTTP-ресурсы ответом будет переход на торренты и P2P; понятно, что в ответ на перлюстрацию и прочие виды фильтрации трафика ответят стегано- и криптографией, и так далее.

Но вопрос не в том, что книг будет не достать. Они останутся в подполье. Вопрос в том, что поневалоле люди образованные, жаждущие читать не по заоблачным расценкам будут вынуждены преступать закон.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 18 июл, 2012 08:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elvit - 18 июл, 2012 09:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 18 июл, 2012 10:19 (UTC) - Развернуть
polevogo
18 июл, 2012 07:36 (UTC)
Хорошо написано... Содержательно очень!
temmokan
18 июл, 2012 07:44 (UTC)
Спасибо.
"Хотел бы оказаться чрезмерным пессимистом".
(без темы) - inessa_star - 18 июл, 2012 19:56 (UTC) - Развернуть
zeezv
18 июл, 2012 07:59 (UTC)
А пираты что думают по этому поводу? :)
temmokan
18 июл, 2012 08:10 (UTC)
Вопрос интересный. Где бы его задать?
(без темы) - prool - 18 июл, 2012 09:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 18 июл, 2012 10:20 (UTC) - Развернуть
notredome
18 июл, 2012 08:38 (UTC)
ближайшее будущее описано довольно печально вообще-то...
temmokan
18 июл, 2012 10:29 (UTC)
Был бы рад ошибиться в худшую сторону.

Но в общем и целом коммерческий подход прогибает под себя всё, что можно. Можно ведь ещё вспомнить, почему (для кого) продляли сроки действия имущественных прав в том же США -
http://www.computerra.ru/focus/33389/

"Если бы в 1998 году срок действия авторских прав в США не был увеличен до 70 лет, в 2003 году Микки Маус стал бы общественным достоянием. Есть о чём беспокоиться."

Наш любимый Дисней не позволит Микки-Маусу стать общественым достоянием. Скорее уж они продлят срок действия до трёх-четырёх веков, чтобы уж с гарантией. И ведь продлят! Кто-то сомневается ещё в уровне вменяемости законотворцев в США?
(без темы) - iskander288 - 18 июл, 2012 22:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 19 июл, 2012 05:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iskander288 - 19 июл, 2012 11:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 19 июл, 2012 12:37 (UTC) - Развернуть
strangerdiary
18 июл, 2012 08:46 (UTC)
Не все так мрачно, имхо. И люди потихоньку начинают платить, и правообладатели ищут способы сделать эту оплату удобной и не слишком обременительной. Идиоты с обоих сторон баррикад, надеюсь, друг друга изничтожат или хотя бы нанесут серьезный урон. Правда и остальных может зацепить, как часто у нас водится, но надеюсь на лучшее.
temmokan
18 июл, 2012 10:31 (UTC)
Идиоты с обеих сторон
- сводят всю идею диалога к банальной перебранке
- своими действиями подвигают людей, альтернативно моральных и альтернативно интеллектуальных на создание новых законов, поборов и пр.

Видно развитие рынка электронных книг, согласен. Есть подвижки к выработке чего-то конструктивного. Но ведь никто не спешит отменять ни закон об 1%, ни править современное законодательство об авторском праве.
(без темы) - strangerdiary - 18 июл, 2012 10:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 18 июл, 2012 11:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - strangerdiary - 18 июл, 2012 14:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 18 июл, 2012 14:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - strangerdiary - 18 июл, 2012 14:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 18 июл, 2012 14:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - strangerdiary - 18 июл, 2012 15:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 18 июл, 2012 15:57 (UTC) - Развернуть
blackie
18 июл, 2012 10:39 (UTC)
Авторское право - анахронизм. Больше пиратов, хороших и разных!:)
temmokan
18 июл, 2012 10:44 (UTC)
В его нынешнем виде - откровенный анахронизм.
(без темы) - droffnin - 18 июл, 2012 13:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 18 июл, 2012 13:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elka_sh - 18 июл, 2012 22:42 (UTC) - Развернуть
naumenko_stas
18 июл, 2012 16:52 (UTC)
все случится совсем скоро...
temmokan
19 июл, 2012 05:51 (UTC)
В смысле, из неутешительных прогнозов?
sergey_flying
18 июл, 2012 17:07 (UTC)
А Высоцкого когда-то примерно также копировали, только время было другое.
temmokan
19 июл, 2012 05:52 (UTC)
Копировали, как я помню, всё больше в материальном виде - кассеты и т.п.
(без темы) - sergey_flying - 19 июл, 2012 06:24 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
temmokan
19 июл, 2012 12:53 (UTC)
Что ж, как минимум память!
Я вот тоже думаю, слать или не слать. Альтернатив небогато, с РАО связываться не хочется.
maholet
19 июл, 2012 02:17 (UTC)
Я б для начала, попросил бы всех правообладателей выплатить Джеймсу Клерку Максвеллу за электромагнитные волны, Томпсону, за открытие электрона, да, Ому, Герцу и прочим физикам без которых существование средств производсва писателей и копирастов была бы просто невозможна.
И тех кто микимауса продают, тоже попросил бы за изобретение кино выплатить... Тогды бы они призадумались бы наверное...
temmokan
19 июл, 2012 12:52 (UTC)
Увы, упомянутым уже можно не платить, "срок давности" вышел.
k_markarian
19 июл, 2012 04:01 (UTC)
Серьезная тема, требующая государственного подхода... С этим борются, но это, как мафия, - бессмертна...
temmokan
19 июл, 2012 12:41 (UTC)
Вот мне страшновато становится при ещё одной мысли о государстве. Уже ввели закон одного процента - прямо в карман сами-знаете-кому. "Оно нам надо?"
(без темы) - k_markarian - 19 июл, 2012 14:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 19 июл, 2012 14:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - k_markarian - 19 июл, 2012 14:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 19 июл, 2012 15:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - k_markarian - 19 июл, 2012 15:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - angela_karfoss - 7 авг, 2012 10:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 8 авг, 2012 02:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - angela_karfoss - 8 авг, 2012 07:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 8 авг, 2012 12:22 (UTC) - Развернуть
caseinoviy_kley
19 июл, 2012 08:04 (UTC)
А мне вот кажется, что если для людей делаешь, то вот оно пожалуйста берите, должно быть.
А все эти бесконечные копирайты на пол экрана, это мракобесие все.
temmokan
19 июл, 2012 12:42 (UTC)
Сложная материя.
Творцов, аки соловьёв, баснями не кормят. Но вот когда соловей хочет разок исполнить песню, а потом всю жизнь жить на проценты - это тоже как бы ненормально.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 81 мнение — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner