?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В тему идущей дискуссии ещё одна статья, из "Коммерсанта". Оригинальный текст: Книгоиздателей ставят в безвыгодное положение.

Вчера Общественный комитет содействия развитию библиотек России под председательством спикера Госдумы Бориса Грызлова провел заседание, в ходе которого обсуждались поправки к закону о библиотечном деле. Их авторы предлагают обязать книгоиздателей отсылать цифровые экземпляры своей продукции в Российскую государственную библиотеку, а к той, в свою очередь, подключить остальные библиотеки России, создав крупнейшую в стране сеть бесплатного доступа к электронным книгам. Таким образом предлагается решить социальную проблему доступа к книгам жителей сел и удаленных регионов, однако благие намерения авторов поправок не учитывают интересы издателей и писателей, чьи книги будут фактически бесплатно распространяться в цифровом виде. Некоторые эксперты считают, что это может подорвать книгоиздательский рынок, оборот которого оценивается в $2 млрд, а сами издатели разорятся "через пять-десять лет и бизнес вновь придет к самиздату".

Основанный в 2006 году Общественный комитет содействия развитию библиотек России собирается ежегодно уже третий раз. Как и следует из его названия, орган, в который входят влиятельные политики и чиновники под руководством господина Грызлова, обсуждает, как развивать библиотечное дело в стране. Революционным предложением в этой отрасли стали поправки к законам "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов", которые разработали депутаты Иосиф Кобзон, Станислав Говорухин, Олег Морозов, Зоя Степанова и Александр Тягунов (оба документа имеются в распоряжении редакции). В пояснительной записке парламентарии признают довольно плачевную обстановку с обеспечением региональных российских библиотек книгами, указывая, что "разрыв в среднем уровне знаний населения из крупных городов и остальной страны" является "очевидной социальной несправедливостью", и предлагают следующее комплексное решение этой проблемы. Перед крупнейшими российскими библиотеками, в том числе перед Российской государственной библиотекой, ставится задача по оцифровке имеющихся книжных фондов, на что из федерального бюджета ежегодно должно выделяться 450 млн руб. Российских книгоиздателей предлагается обязать отправлять в крупнейшие библиотеки по одному экземпляру своей продукции в цифровом виде сразу после выхода в печать. Это положение распространяется даже на издания тиражом менее 500 экземпляров, печатный экземпляр которых по действующему законодательству не должен пересылаться в надзорные органы. Наконец, компьютеры всех региональных библиотек планируется объединить в сеть с Российской государственной библиотекой и другими крупнейшими книгохранилищами страны, создав, таким образом, крупнейшую систему доступа к цифровым книгам. При этом электронные книги предлагается выдавать бесплатно, для чего авторы поправок просят расширить перечень использования объектов авторского права "без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения". Член Общественного комитета содействия развитию библиотек, глава Рособрнадзора Виктор Болотов сообщил "Ъ", что вчера на заседании обсуждали "пока только проекты", однако соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.

Эксперты считают, что принятие поправок в таком виде может серьезно ущемить права издателей и авторов, которые должны будут смириться с тем, что их произведения станут доступными массам бесплатно почти одновременно с выходом в печать. "Я категорически против подобного рода предложений,-- говорит глава юридической компании "Усков и партнеры" Вадим Усков.-- Это перекос в сторону пользователей, не заинтересованных в сохранении компромисса между интересами общества и автора. Это очень похоже на легализацию пиратства".

Крупнейшие книгоиздатели (рынок выпускаемой ими продукции оценивается в $2 млрд) соглашаются с господином Усковым. "Вор всегда найдет возможность украсть, и в этой ситуации ему украсть будет проще",-- говорит главный редактор издательской группы "Аттикус" (включает издательства "Иностранка", "Колибри" и "Махаон") Сергей Пархоменко. "Тут масса технических вопросов: помимо выбора единого цифрового формата для таких произведений нет гарантий защиты произведений в электронном виде,-- соглашается с ним гендиректор "Олма Медиа Групп" Дмитрий Иванов.-- Бедные авторы, и так сейчас большинство произведений можно скачать в интернете. Но сейчас мы говорим, что это противозаконно, а при свободном распространении электронных версий произведений нет никаких гарантий защиты авторских прав".

Господин Усков считает "нелогичным" предложение о распространении перечня свободного использования объектов авторского права на библиотеки. "Во всем мире, да и в России тоже этот список сокращается,-- недоумевает он.-- Например, наши суды давно игнорируют обоснование "учебные цели" как способ не платить авторские при издании хрестоматий, которые приносят издателям неплохие доходы". Гендиректор издательства "Эксмо" Олег Новиков и вовсе считает, что "рассмотрение законопроекта напоминает завязку романа-антиутопии": "Сначала мы распространим электронные версии книг в библиотеки, затем в условиях развития интернета они распространятся дальше сами настолько, насколько смогут. Отсутствие уважения к правам на интеллектуальную собственность как российских, так и международных правообладателей приведет к тому, что этот бизнес в России самоликвидируется и в итоге лет через пять-десять мы вернемся к самиздату". С ним соглашается писатель Эдуард Успенский: "Так можно разорить все издательства -- книгу будет покупать не нужно, достаточно переписать ее на наладонный компьютер. Кроме того, появится возможность украсть книгу и издать ее в другом месте". "Это подрыв книгоиздательской отрасли,-- говорит и финансовый директор издательской группы АСТ Олег Бартенев, который проводит аналогию с музыкальной индустрией: -- Из-за распространения MP3-файлов в интернете музыкальные издательства сейчас испытывают серьезные проблемы". Один из членов Общественного комитета содействия развитию библиотек заявил также, что "соответствие поправок международным конвенциям об авторском праве также вызывает большие сомнения".

Господин Пархоменко рассуждает более прагматично: "Депутаты, конечно, могут изменить в законодательстве все, что угодно. Но если автор будет знать, что, отдавая права на свои книги, он автоматически лишается прав на электронную версию, то будет учитывать это в переговорах с нами. Сейчас в оптовой цене книги стоимость авторских отчислений составляет от 10 до 30%, а в особых случаях бывает и выше. Если электронные права отчуждаются автоматически, мы должны будем принудительно за них заплатить. Потому что если таким образом возрастут расходы издательства на авторское вознаграждение, это приведет к росту стоимости книги. И в конечном итоге за это заплатит читатель".

Вот меня тут поправили, что в проводившемся опросе не учтены те люди, которые или "не охвачены Интернетом", или не используют компьютеры для чтения электронных книг. Цитирую статью: c ним соглашается писатель Эдуард Успенский: "Так можно разорить все издательства -- книгу будет покупать не нужно, достаточно переписать ее на наладонный компьютер. Кроме того, появится возможность украсть книгу и издать ее в другом месте".

Вопрос номер один: всерьёз ли считается, что читатели электронных и бумажных книг - настолько пересекающиеся множества?

Вопрос номер два: сколько будет владельцев наладонников, которые скачиванием книг разорят издательства на корню?

Насчёт украсть книгу и издать её в другом месте. Если не путаю, статья про то, что вынудить публиковать электронные версии одновременно с бумажными. Сейчас, по сути, OCR-щики делают тоже самое. Много ли книг украдено и опубликовано таким образом?

Одно знаю. Вне зависимости от того, что там решат власти, за все решения в этой области расплачиваться будет читатель. Буквально и переносно. И в итоге книга станет предметом роскоши, недоступным большинству населения.
Подписаться на Telegram канал temmokan

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 27 мнений — Высказать мнение )
(Удалённый комментарий)
temmokan
27 янв, 2008 08:29 (UTC)
Re: ИМХО
То, что утрясётся ситуация вокруг статус электронных текстов - хорошо. То, что у читателей будет меньше риска "попасть под статью" из-за произвоал автора - хорошо. То, что бумажные книги вновь подорожают - увы, плохо.
(Удалённый комментарий)
temmokan
27 янв, 2008 09:10 (UTC)
Re: Не знаю, так уж ли это плохо?
С водой можно выплеснуть и ребёнка - пусть 99.9% свего издающегося уровнем ниже плинтуса, но остальное-то вполне пристойно.

Мировой фонд не денется, но переиздавать его кто будет? И сколько будут стоить книги?
(Удалённый комментарий)
temmokan
27 янв, 2008 11:51 (UTC)
POD - плавали, знаем
Да, я в курсе, что издать малым тиражом книгу (и любую другую полиграфическую продукцию) сейчас может любой. Сам занмиался этим несколько раз за последние несколько лет, но вот беда - себестоимость при очень малых тиражах пока всё ещё высока.

(я подсчитывал, во сколько мне встанет распечатать книгу для вычитки на лазернике - так получалось сопоставимо со стоимостью той же книги в уже изданном виде)

O'Reilly, без сомнений, авторитет и для меня. А ещё - я упоминал где-то рядом - идеальное состояние книжного магазина - это именно POD, печать по требованию. Зашёл, заказал, выпил кофе, пока книгу 9книги) печатает стоящая рядом машина, и - всё. Проблем с тиражом нет. Проблемы будут только у авторов макулатуры - их не станут покупать вовсе.
lady_nb
27 янв, 2008 19:36 (UTC)
Огорчу Вас:(((
книга может стать роскошью
но с еще большей долей вероятности книга перестанет быть ценностью
достаточно одного поколения, воспитанного соответствующим образом
про Ленинку.
дядьки в дорогих костюмах на семинаре по библиотечному делу прямым текстом сказали нам - работникам образования - что книги занимают слишком много места в хранилищах, стоит _утилизировать_ их, оставив 1-2 бумажных экземпляра, а остальное переведя в цифру
хранилища=помещения
которые наверняка можно использовать как-то иначе, более рационально, нежели в качестве склада под макулатуру
все просто как дважды два
temmokan
28 янв, 2008 00:00 (UTC)
Re: Огорчу Вас:(((
Иначе как скудоумием и намерением превратить страну в одну из наименее читающих я такое решение не назвал бы.

Имена этих дядечек, конечно, никто никогда не опубликует.
хых... - lady_nb - 28 янв, 2008 05:40 (UTC) - Развернуть
Re: хых... - temmokan - 28 янв, 2008 06:12 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Re: Все верно. - temmokan - 28 янв, 2008 03:59 (UTC) - Развернуть
ага, - lady_nb - 28 янв, 2008 05:34 (UTC) - Развернуть
Re: ага, - temmokan - 28 янв, 2008 06:14 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
semen_painter
27 янв, 2008 09:47 (UTC)
Мне очень понравился комментарий одного из моих френдов
http://semen-painter.livejournal.com/63168.html?thread=604608#t604608
temmokan
27 янв, 2008 09:59 (UTC)
Да, солидарен с её мнением.
(Анонимно)
27 янв, 2008 12:08 (UTC)
В планируемом законопроекте есть ещё один оттенок. И не совсем понятно, улавливают ли его сами законодатели. Речь о том, что "обязательные экземпляры" текстов библиотеки будут получать именно от издательств. Тем самым за ними, издателями, останется немалая власть - определять, что именно войдёт в книжный фонд нации, а что останется в "нижнем ящике". А определять они по прежнему будут, видимо, исходя из коммерческих соображений...
temmokan
27 янв, 2008 13:26 (UTC)
Ну, представить легко - в книжный фонд попадёт то, что с точки зрения издателей не приносит особой прибыли.
(Удалённый комментарий)
temmokan
28 янв, 2008 02:51 (UTC)
Re: А вот это уже скорее плюс.
Но бывает, что одно сочетается с другим.

Как вы оцениваете работы Умберто Эко, Милорада Павича? Из отечественных фантастов - Андрея Лазарчука, например?
(Удалённый комментарий)
temmokan
28 янв, 2008 04:00 (UTC)
Re: Эко, Вы п(р)аво, поддели :)))
Эх... А я вот предпочту не пытаться искать замену и компенсацию. Бо каждое слово уникально по-своему.
(Анонимно)
28 янв, 2008 08:22 (UTC)
Re: А вот это уже скорее плюс.
Именно это и имелось в виду. Ньюанс: в общественное хранение предполагается принимать не вообще ВСЕ ТЕКСТЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ АВТОРАМИ, а лишь ОТОБРАННЫЕ К ПЕЧАТИ ИЗДАТЕЛЯМИ. Т.е. проблемы с введением в фонд читательского достояния текстов некоммерческих, возможно, только усугубяться
(без темы) - chupakabra - 27 янв, 2008 12:09 (UTC) - Развернуть
temmokan
27 янв, 2008 13:27 (UTC)
Издателю-то зачем? Чем больше продадут, по уму, тем лучше.
(без темы) - chupakabra - 27 янв, 2008 14:44 (UTC) - Развернуть
temmokan
27 янв, 2008 14:53 (UTC)
Какие тараканы бегают в головах законодателей, одному Провидению известно.
(Удалённый комментарий)
temmokan
28 янв, 2008 09:37 (UTC)
Re: А поразмыслив, удумал я вот такую метафору.
Спасибо на добром слове. Но я уже видел тот перл изящной словесности и даже зачем-то попробовал поспорить:

http://ptitsarukh.livejournal.com/159105.html?thread=2200961#t2200961
(Удалённый комментарий)
temmokan
28 янв, 2008 10:46 (UTC)
Re: Ну я и крысобаран:)))
Да и ладно, в конце концов, нет всезнаек - а узнать что-то новое можно почти всегда. :) Меня, в конце концов, тоже кормит именно IT.
(Удалённый комментарий)
temmokan
28 янв, 2008 10:56 (UTC)
Re: Можно Вам вопрос как жителю благословенного Энска?
Абсолютно реальный, интересный и жизнерадостный человек. Виделись с ним неоднократно на т.н. "Си-Новосибирск".

Вот не уверен только, что фамилия именно "Бригадир", но это легко выяснить.
(Удалённый комментарий)
temmokan
28 янв, 2008 15:28 (UTC)
Re: Я чего, собственно:
Правильные выводы - по духу, в смысле. А стиль - человек может очень сильно отличчаться стилистически от "психического" возраста. Разное бывает.

Проще всего с ним самим списаться и спросить. :)
( 27 мнений — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner