?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Мемуары - Flumen Magnum



Предварение

Рецептов того, как стать известным писателем, публицистом, поэтом, критиком (нужное подчеркнуть) нет и не будет, хотя научить ремеслу можно кого угодно. Ниже описываются особенности национального литературного процесса в голове конкретного человека. Никто не может гарантировать, что данному конкретному читателю может быть большая польза от знакомства с подробностями. Вполне возможно разочарование в творчестве автора сего текста, поэтому — если описание кухни кажется вам «разоблачением Изиды» либо делом, касающимся только авторов — лучше незамедлительно перестать читать.

Речь в данном случае идёт о прозе. Стихотворения — материя сложная, их пишут все (хотя не все сознаются), а перестают писать не все (хотя следовало бы перестать). В стихотворных работах проявляется всё тот же flumen magnum, о котором я скажу ниже, но — в концентрированном, сжатом виде, в виде всплеска, молнии, вспышки. Запомнил — вот оно, стихотворение. Не успел — кануло в Лету.

Я редко полирую стихотворные работы и довожу их до канонического совершенства. В этом нет равных Эдгару По, который долгие годы улучшал своего «Ворона» и другие стихотворения. К тому же, написанное много лет назад обычно основывалось на конкретном контексте, мироощущении, которое вряд ли удастся воспроизвести.

На этом о стихотворениях всё. Процесс их создания значительно труднее оформить в слова, нежели процесс создания прозы.

Игры, в которые играют люди

В конце обучения в НГУ в руки Глебу Камалутдинову попал один из модуль D&D, и вскоре многие наши знакомые также увлеклись этой новой забавой. Но модуль оказался небольшим, правила — неочевидными и порой откровенно надуманными, и мы принялись искать «продолжение».

Части людей это удалось, и продолжения были успешно найдены. Некоторые мои знакомые и по сей день играют по правилам AD&D, я присутствовал на таких игровых сессиях и могу сказать — впечатляет. Но в конечном счёте продукция TSR Hobbies нас не впечатлила.

Говоря «нас», я имею в виду множество людей, которые внесли вклад в создание игровой системы, условно назову её Terra Magica, TM, которая не могла не повлиять на соаздание первого цикла моих произведений, Ралион.

Вот эти люди, в алфавитном порядке. Если я кого-то не упомянул либо ошибся в имени — то исключительно по забывчивости, и буду рад дополнить список, если мне укажут. Алтунин Станислав, Белецкие Роман и Наталья, Беспалько Галина, Васильева Галина, Вергунов Евгений, Голыгина Вероника, Духанов Олег, Иртеговы Дмитрий и Ирина, Камалутдинов Глеб, Клачков Эдвард, Лукин Вадим, Петухова Татьяна, Пономарёв Артур, Ржевцев Василий, Тупицын Владимир, Уварова Елена, Фаршатов Владимир, Шальнова Ирина и ваш покорный слуга.

Игры по несколько модифицированным правилам TM продолжались около двенадцати лет, пока у основного ядра игроков было время периодически собираться. Сохранились десятки подробных записей игр, множество сопутствующих материалов. Одно могу сказать — так и не смог сменить роль мастера игры на роль игрока. А хотелось бы.

Конструктор

Первый мир, мир Ралиона, первоначально был конструктом. Мироздание, все его аспекты, история, языки, расы, магия, история — всё создавалось с нуля, иной раз в качестве средства создания имён и карт использовался датчик случайных чисел.

Первые три книги также оказались несвободны от ощущения «записи игры», хотя никогда — подчёркиваю, никогда — сыгранная с живыми людьми игра не становилась в чистом виде либо в виде сердцевины какой-либо книги.

Тем не менее люди, которые прочли о том, что Ралион — это конструкт, очень часто «находят» в книгах про Ралион множество свидетельств того, что это — мир «чисто искусственного происхождения».

Но уже рассказы тематики Ралиона, включая «...И никаких вопросов!», исторически первый фантастический рассказ, написанный не как подражание, явились следствием того явления, что я обозначил в заголовке. Flumen magnum, Великая река — Великий поток.

Великая река

Кто-то строит блок-схемы сюжетов книг. Кто-то выверяет их по руководствам, кто-то строит перекрёстные ссылки, пишет только в определённом состоянии вдохновения и так далее.

Спросите сотню писателей, и вам дадут сотню картин того, как строится та или иная книга, и часто у одного и того же литератора есть множество методик.

В моём случае, начиная, особенно отчётливо, с книги четвёртой Ралиона («Издалека», вышла как две отдельные книги, «Ветхая ткань бытия» и «Смутные тени судьбы») в действие вошёл метод, который я называю «потоком».

Книга (повесть, рассказ и т.д.) приходит в два этапа. Вначале — собственно поток, который и есть поток образов мыслей, идей. Он непредсказуем. Может длиться сутки, может — недели. Тогда же начинается «сборка», когда в голове, помимо того, что уже прошло «насквозь», создаётся книга.

Садись и записывай. Это финальный этап. Книга уже готова, садись и записывай. Нет обдумывания по главам, конструирования, всего такого — нужно просто сесть и записать.

Но книга — организм, живое в определённом смысле создание, которое существует, в сознании автора или читателя, как цельная информационная сущность (если не существует как целое, значит — не удалась).

Книги могут меняться, развиваться, чахнуть, расцветать, делиться и так далее. Иногда это происходит, пока записываешь.

Зеркало сознания

Человек меняется, и с ним вместе меняется образ книги, её суть. Иногда это происходит во время записи, иногда до или после. У «Ступеней из пепла» было восемь разных концовок и минимум пять разных основных сюжетных линий. Но установилась, стала основной, только одна из линий, только одна из концовок. Жаль, что в то время я не делал архивы ежедневных архивов. Можно было бы наблюдать развитие, эволюцию своего рода книги, то, как закладываются основы для последующих произведений цикла Шамтеран.

Книги всегда отражают то, что творится в сознании. Они и автор — единое целое. Как книга несёт отпечаток личности автора, так и автор несёт отпечаток книги. Книг, если их пришло несколько.

С течением времени взгляды на то, как и для чего устроен мир, могут меняться. Мне трудно представить, что я смог бы сейчас написать что-нибудь про Ралион в точности том же стиле и духе. Может, поэтому многие работы так и останутся или «в черновиках». Просто потому, что некоторые идеи нужно записывать вовремя. Не то — недозреет или перезреет.

Полировка

Нулевые, первоначальные версии произведений не всегда приятно читать. Впечатление от них может быть неоднозначным — и стилистика, и самый язык всегда нуждаются в полировке, в вычитке. Идеально — когда книга может «отлежаться», чтобы внимание переключилось на что-то другое, тогда все недочёты будут видны и их станет легче заменять.

Всё можно улучшить, но бесконечное совершенство присуще только мёртвому, безжизненному. По моему ощущению, произведению нужно от трёх до пяти вычиток, с обязательной выдержкой между ними. Больше — вредно, меньше — мало. Разумеется, и тут я говорю о самом себе. Может, есть люди, которые с самого начала пишут идеально и ровно — такому умению можно в добром смысле позавидовать.

История и имена

Первая книга, роман, была написана более пятнадцати лет назад, и на английском языке. Такой вот парадокс. Я давно уже не могу восстановить связь с вдохновительницей этого труда, Дженнироуз Лавендер — боюсь, что её уже нет среди нас.

Человеком, который подвиг меня обратиться к издателям и фундаментально изменил условия работы над книгами, был Роман Белецкий.

Вне зависимости от того, чем всё окончилось, я признателен Дмитрию Ивахнову и Баулиной Наталье — издательствам «Северо-Запад» и далее «Северо-Запад Пресс». Без них не состоялись бы первые и последующие книги.

Огромную поддержку оказывал и продолжает оказывать Будницкий Илья — благодаря ему в свет вышло первое издание «Ступеней...».

Помощь, которую трудно переоценить, я получил от Ника Перумова, Олди (Дмитрия Громова и Олега Ладыженского), Святослава Логинова, Владимира Васильева, Кира Булычёва, Льва Вершинина... От клуба "Стиратели" - всех его участников.

То, что сейчас удалось сдвинуть с мёртвой точки отложенную некогда работу над книгами и достичь крейсерской скорости — заслуга ближайших родственников, коллег и друзей, если нужны имена — Замкова Надежда, Брюн Ирэна, Бессер Алёна, Петренко Руслан, Афанасьева Елизавета, Шишкин Дмитрий... я не в состоянии вспомнить и перечислить всех — с удовольствием и благодарностью добавлю их впоследствии.

Писатель всегда живёт и работает среди людей. Без общения, без поддержки, без доброго или крепкого слова, без «музы с ножовкой» так же невозможно создать что-либо, как без страсти читать, узнавать новое и фантазировать.

Главное в любом творческом процессе — люди. Никто не может творить в полной изоляции от людей. И если к вам приходят и поддерживают в ваших трудах — можете быть уверены: вы стараетесь не напрасно.

Ссылки

Лаборатория Фантастики Стиратели (клуб закрыт) Русская Фантастика

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 17 мнений — Высказать мнение )
starcat13
12 авг, 2008 16:15 (UTC)
спасибо, очень интересно было прочесть.

Небольшой вопрос, который давно меня интересовал: если что-то интересное осталось "за кадром", это невнимательность читателя или?
Например:
---------------
- И всё же, из чего это зубное средство? - не выдержал заинтригованный художник. Коллаис, оглянувшись, наклонилась к его уху и шепнула несколько слов.
После чего наблюдала за Ользаном, который несколько минут не мог справиться с приступом смеха.
- Только не вздумай говорить ему! - услышал он вдогонку, покидая комнату и борясь с икотой.
---------------
Что же такое было в составе?
temmokan
12 авг, 2008 16:17 (UTC)
Нет, кое-что специально оставлено за кадром. Т.е., ответа в книге и не предполагалось.
starcat13
12 авг, 2008 16:24 (UTC)
значит любопытство меня таки съест ;)
temmokan
12 авг, 2008 16:26 (UTC)
Знал бы, что будут такие последствия, добавил бы объяснение. :)
starcat13
12 авг, 2008 16:29 (UTC)
Ну с другой стороны я воспринимал подобные места как тест на внимательность и сообразительность (т.е. ответ можно получить, надо только быть внимательнее) - и было обидно, что не прошел его. ;)
temmokan
12 авг, 2008 16:31 (UTC)
Ну, на самом деле, в тексте есть намёки на не слишком аппетитные возможные компоненты. Но всё-таки не всё нужно описывать до точки...
temmokan
12 авг, 2008 23:27 (UTC)
Да, так вот он, предполагавшийся состав. Зубы постоянно растут у грызунов, посему в алхимическом составе, помимо прочих ингредиентов, использовались части тела крыс.
sergei_eriomin
13 авг, 2008 10:17 (UTC)

  Познавательно. И всё свводиться к "понесёт бурный поток" - будет тебе счастье и долгая дорога... Причём надо ещё вовремя убрать урожай, "не то — недозреет или перезреет". Даже мне, постописателю, это знакомо: проговорил что-то в уме, иногда с азартом и заводом, а записывать это, да ещё и "конструировать" пост - увольте, работа неоплачиваемая, а другого интереса уже и не осталось.
  В одном ты, Константин, не прав: полно людей, не пищущих стихи, хотя большинство из них однажды попробовали. Попробовали - убедились в полном отсутсвии поэтического "голоса" (даже если со "слухом" всё в порядке). И с тех пор ни-ни. Один из них - я.
  Воткнул ссылку на эту запись в свой Утоп.


Ерёмин Сергей Алексеевич, Борода по-севастопольски.


temmokan
13 авг, 2008 10:25 (UTC)
Спасибо, Сергей. Ну, я на полную и абсолютную истину и не претендую.

Было бы интересно посмотреть, как удругих выглядит творческий процесс. Изнутри.
eovin1
14 авг, 2008 18:49 (UTC)
недавно начала развлекаться написанием фанфиков (по Д&Д)). Творческий процесс выглядит аналогично.
temmokan
14 авг, 2008 21:54 (UTC)
Интересно! Часто читаю, как автор упорно, настойчиво и целенаправленно сочиняет, всё такое, но редко кто признавал, что книги - произведения вообще - могут формироваться сами.
eovin1
15 авг, 2008 16:38 (UTC)
Cперва формируется нечто, а потом над ним можно долго и упорно работать)
temmokan
15 авг, 2008 22:56 (UTC)
...главное - в меру.
ochiro_online
12 сент, 2008 06:25 (UTC)
блок-схема сюжета! А я всегда думала, что вначале представляешь себе персонажа. А дальше он сам начинает фоворить и действовать, и приходит туда, куда автор и не собирался его заводить.
temmokan
12 сент, 2008 06:26 (UTC)
Видимо, у всех пишущих по-своему. И, кстати, интересно было бы опросить, у кого как.
ochiro_online
12 сент, 2008 16:44 (UTC)
Спросите! Я не писатель, я читатель, поэтому и не буду приставать с таким профессиональным вопросом к френдам. А узнать тоже хочется! :) Очень!
temmokan
12 сент, 2008 16:57 (UTC)
Что ж, интересно, кто ответит...
( 17 мнений — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner