?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Одним из классиков хоррора, автором цикла про зомби ("Ночь мертвецов", "Рассвет мертвецов", "День мертвецов") по праву считается Джордж Ромеро. Фильм, о котором я говорю - римейк "Рассвета мертвецов" Ромеро, снятый по сценарию Ромеро режиссёром Заком Снайдером (известен впоследствии фильмом "300"). Фильм, достигающий своей цели: он сеет в сердце безнадежность, рисует распад цивилизации под ударом неизвестной напасти, обращающей людей в кровожадных, распадающихся заживо чудовищ.


Рассвет мертвецов 2004: мир рушится
Рассвет мертвецов 2004: мир рушится


Если хотите понять, чего опасается человечество - посмотрите, чем его пытаются испугать. В фильме развиваются многие, не раз уже обыгранные фабулы, приёмы, мотивы. Главным врагом людей в час катастрофы остаются сами люди - человек опасен как самому себе, так и окружающим, и непонятно ещё, что страшнее: стихия, которая обращает родных, знакомых и всех прочих в безжалостных людоедов, или выжившие сородичи, которые готовы убить, лишь бы прожить немного дольше или отнять что-то необходимое.


Рассвет мертвецов 2004: жажда крови
Рассвет мертвецов 2004: жажда крови


Самое страшное в этом фильме, как и в других, ставших классикой жанра ("Тварь" - "The Thing", "Князь тьмы" - "Prince of Darkness", "Демоны" - "Demons", "Кстро" - "Xtro") и многих других - не то, что кто-то или что-то уничтожает людей, пожирая, разрывая на части и т.д. - а то, что сами жертвы становятся охотниками, что хуже - перестают быть людьми, стираются из истории раз и навсегда, сами становятся угрозой.


Рассвет мертвецов 2004: последние часы надежды
Рассвет мертвецов 2004: последние часы надежды


Мир мёртвых далеко не всегда ассоциировался в массовой культуре со злом, угрозой, ужасом - это тенденция, зародившаяся, если я не ошибаюсь, в дни, когда стал всемирно известным "Дракула" Брэма Стокера. Кладбища многие сотни лет и тысячелетия были местом спокойствия, воздания почестей ушедшим, мирным и безопасным местом для живых. К смерти относились спокойно - неизбежный этап жизни - и поминки были не временем бесконечно убиваться и страдать, но часом прощания, прощения и освобождения от страданий. Всех ждёт царство мёртвых, никому его не избежать (исключения лишь подтверждают правило). Страх перед смертью - новшество современной нам цивилизации, один из её разрушительных даров создателям.


Рассвет мертвецов 2004: я заберу вас с собой
Рассвет мертвецов 2004: я заберу вас с собой


Вопрос, как, зачем и почему культивируется отношение к миру мёртвых как к источнику угрозы самому существованию жизни, почему кладбища чаще ассоциируются с силами зла, а люди, обретшие вечный покой всё чаще изображаются врагами живущих - отдельный вопрос, область для многих исследований. В данном фильме всё это утверждается вновь, и демонстрируется: современное общество неспособно сохранить себя перед лицом подобной опасности.


Рассвет мертвецов 2004: падение Белого Дома
Рассвет мертвецов 2004: падение Белого Дома


Во вступительных титрах, в формате выпусков новостей демонстрируется, как неведомая зараза расползается, как кругом воцаряется хаос и тлен. Ни молитвы, ни полиция, а потом армия, ничто не помогает людям, потому что каждый, по большому счёту, сам за себя. Когда толпа зомби врывается и поедает оставшихся в живых работников студии, передававших последние сводки событий - становится ясно, что привычный мир рушится окончательно. И надежды, которая остаётся в "Дне триффидов" и "Кукловодах", да и в "Князе тьмы" и даже в "Твари" здесь практически нет. Все жертвы, все подвиги, когда одни люди гибнут, сознательно или случайно. ради спасения других - всё, в конечном итоге, напрасно. Это особенно хорошо подчёркивается в эпизоде, когда беременная женщина перерождается от укуса сама, и порождает ребёнка-зомби. Нет будущего.


К чести Снайдера, он не стал придумывать наукоподобные объяснения тому, что же это за напасть. Так пытались делать, например, в "Двадцати восьми днях спустя", и попытки объяснить всё вирусной инфекцией даже для не очень сведущего человека выглядят смехотворно. Здесь просто ничего не объясняют - люди просто не успевают детально исследовать и понять, что происходит. Одно понятно - единственный укус зомби превратит тебя вскоре в точно такое же существо.


Зомби Ромеро медлительны и тупы. Зомби Снайдера очень подвижны и сохраняют достаточно интеллекта, чтобы добираться до жертв, пытающихся запереться, отгородиться, спрятаться. В большинстве эпизодов просто нет времени, чтобы найти оптимальный вход, единственное, что может как-то помочь - бегство. Но с Земли не убежишь.


Фильм оставляет выживших героев перед очередной стаей зомби - конец открыт, может быть всё, что угодно. Одно понятно: бежать им некуда, куда бы они ни причалили, встречающие найдутся быстро и в изобилии.


На мой взгляд, фильм заслуживает просмотра, в том числе и повторного. Не затянутый, атмосферный, жёсткий - он тем не менее, даже демонстрируя отсутствие надежды для человечества, оставляет некоторые шансы отдельным его людям. Фильм кровавый, много "кишок по стенам" и прочих неаппетитных сцен - не для слабонервных.


...И не забудьте, что это только лишь фильм.


Материалы:


  1. "Рассвет мертвецов" на Кинопоиске

  2. Официальный сайт фильма (англ.)

  3. Dawn of the Dead (2004) в базе данных фильмов в Интернете (англ.)


Подписаться на Telegram канал temmokan

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 9 мнений — Высказать мнение )
horrormaker
11 дек, 2008 09:04 (UTC)
На самом деле тенденция зародилась после безумного и гениального чаепития супругов Шелли, доктора Полидори и господина Байрона.
Материалы Полидори, это доказано, так или иначе использовал Стокер. Представь себе: посиделки маленькой компании создали целый пласт мировой художественной культуры. И ещё заметь – Стокер ничего стоящего, кроме «Дракулы», не написал. Так что это чаепитие нам ещё расхлёбывать и расхлёбывать.
temmokan
11 дек, 2008 09:09 (UTC)
Спасибо за уточнение. Не дашь ли ссылки на статьи, чтобы я подправил публикацию?

И ещё, Олег, я планирую мало-помалу написать рецензии на все мало-мальски стоящие "ужасы" и триллеры, которые у меня в коллекции (сотни под три всего, стоящих под полсотни будет минимум). Ты уже публикуешь рецензии - как смотришь на то, чтобы создать объединённую коллекцию рецензий и рекомендаций?

Расхлёбывать да, теперь эту заразу фиг вытравишь так быстро.


Edited at 2008-12-11 09:09 (UTC)
horrormaker
11 дек, 2008 09:23 (UTC)
У меня нет ссылок на статьи. Эту информацию я получил в процессе своей жизни, в процессе обучения в университете, когда нарвался на единственного в стране специалиста, профессионально работающего с беллетристикой. Мне просто придётся лазить везде, где только можно, чтобы найти его монографии, статьи и иные материалы.

Относительно объединённой коллекции рецензий – согласен. Было бы интересно.
temmokan
11 дек, 2008 09:29 (UTC)
Нет ссылок - не беда, поищем - в конце концов, Интернет знает почти всё (одна беда - поди найди тот ножичек).

Отлично - по поводу коллекции рецензий, спасибо. Посмотрю твой блог на предмет того, что уже есть - как будет оказия. Создам выделенную страничку у себя на сайте и блогах - там буду собирать ссылки.

Ну и, в общем, присылай ссылки сам тоже, если будет возможность. :)

Олдей бы раскрутить на рецензии, у них хорошая коллекция хоррора...
temmokan
11 дек, 2008 10:18 (UTC)
Получил две ссылки на два пустых комментария, если что...
horrormaker
11 дек, 2008 10:23 (UTC)
У меня что-то с Сетью творится непонятное.
А сказать я хотел лишь только то, что сам просмотрю свой блог на предмет рецензий, чтобы тебе не мучаться. И вышлю ссылки.
Заодно структурирую их.
temmokan
11 дек, 2008 10:27 (UTC)
Отлично, на любой адрес на контактной страничке. Заранее спасибо.
temmokan
11 дек, 2008 15:02 (UTC)
Забыл добавить: у Олдей спрошу, ага, при оказии...
horrormaker
11 дек, 2008 15:08 (UTC)
Да, это было бы очень в тему.
( 9 мнений — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

Сводка страницы

За последний месяц

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner