Константин Бояндин (temmokan) wrote,
Константин Бояндин
temmokan

Categories:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Рассвет мертвецов: ода безнадежности

Одним из классиков хоррора, автором цикла про зомби ("Ночь мертвецов", "Рассвет мертвецов", "День мертвецов") по праву считается Джордж Ромеро. Фильм, о котором я говорю - римейк "Рассвета мертвецов" Ромеро, снятый по сценарию Ромеро режиссёром Заком Снайдером (известен впоследствии фильмом "300"). Фильм, достигающий своей цели: он сеет в сердце безнадежность, рисует распад цивилизации под ударом неизвестной напасти, обращающей людей в кровожадных, распадающихся заживо чудовищ.


Рассвет мертвецов 2004: мир рушится
Рассвет мертвецов 2004: мир рушится


Если хотите понять, чего опасается человечество - посмотрите, чем его пытаются испугать. В фильме развиваются многие, не раз уже обыгранные фабулы, приёмы, мотивы. Главным врагом людей в час катастрофы остаются сами люди - человек опасен как самому себе, так и окружающим, и непонятно ещё, что страшнее: стихия, которая обращает родных, знакомых и всех прочих в безжалостных людоедов, или выжившие сородичи, которые готовы убить, лишь бы прожить немного дольше или отнять что-то необходимое.


Рассвет мертвецов 2004: жажда крови
Рассвет мертвецов 2004: жажда крови


Самое страшное в этом фильме, как и в других, ставших классикой жанра ("Тварь" - "The Thing", "Князь тьмы" - "Prince of Darkness", "Демоны" - "Demons", "Кстро" - "Xtro") и многих других - не то, что кто-то или что-то уничтожает людей, пожирая, разрывая на части и т.д. - а то, что сами жертвы становятся охотниками, что хуже - перестают быть людьми, стираются из истории раз и навсегда, сами становятся угрозой.


Рассвет мертвецов 2004: последние часы надежды
Рассвет мертвецов 2004: последние часы надежды


Мир мёртвых далеко не всегда ассоциировался в массовой культуре со злом, угрозой, ужасом - это тенденция, зародившаяся, если я не ошибаюсь, в дни, когда стал всемирно известным "Дракула" Брэма Стокера. Кладбища многие сотни лет и тысячелетия были местом спокойствия, воздания почестей ушедшим, мирным и безопасным местом для живых. К смерти относились спокойно - неизбежный этап жизни - и поминки были не временем бесконечно убиваться и страдать, но часом прощания, прощения и освобождения от страданий. Всех ждёт царство мёртвых, никому его не избежать (исключения лишь подтверждают правило). Страх перед смертью - новшество современной нам цивилизации, один из её разрушительных даров создателям.


Рассвет мертвецов 2004: я заберу вас с собой
Рассвет мертвецов 2004: я заберу вас с собой


Вопрос, как, зачем и почему культивируется отношение к миру мёртвых как к источнику угрозы самому существованию жизни, почему кладбища чаще ассоциируются с силами зла, а люди, обретшие вечный покой всё чаще изображаются врагами живущих - отдельный вопрос, область для многих исследований. В данном фильме всё это утверждается вновь, и демонстрируется: современное общество неспособно сохранить себя перед лицом подобной опасности.


Рассвет мертвецов 2004: падение Белого Дома
Рассвет мертвецов 2004: падение Белого Дома


Во вступительных титрах, в формате выпусков новостей демонстрируется, как неведомая зараза расползается, как кругом воцаряется хаос и тлен. Ни молитвы, ни полиция, а потом армия, ничто не помогает людям, потому что каждый, по большому счёту, сам за себя. Когда толпа зомби врывается и поедает оставшихся в живых работников студии, передававших последние сводки событий - становится ясно, что привычный мир рушится окончательно. И надежды, которая остаётся в "Дне триффидов" и "Кукловодах", да и в "Князе тьмы" и даже в "Твари" здесь практически нет. Все жертвы, все подвиги, когда одни люди гибнут, сознательно или случайно. ради спасения других - всё, в конечном итоге, напрасно. Это особенно хорошо подчёркивается в эпизоде, когда беременная женщина перерождается от укуса сама, и порождает ребёнка-зомби. Нет будущего.


К чести Снайдера, он не стал придумывать наукоподобные объяснения тому, что же это за напасть. Так пытались делать, например, в "Двадцати восьми днях спустя", и попытки объяснить всё вирусной инфекцией даже для не очень сведущего человека выглядят смехотворно. Здесь просто ничего не объясняют - люди просто не успевают детально исследовать и понять, что происходит. Одно понятно - единственный укус зомби превратит тебя вскоре в точно такое же существо.


Зомби Ромеро медлительны и тупы. Зомби Снайдера очень подвижны и сохраняют достаточно интеллекта, чтобы добираться до жертв, пытающихся запереться, отгородиться, спрятаться. В большинстве эпизодов просто нет времени, чтобы найти оптимальный вход, единственное, что может как-то помочь - бегство. Но с Земли не убежишь.


Фильм оставляет выживших героев перед очередной стаей зомби - конец открыт, может быть всё, что угодно. Одно понятно: бежать им некуда, куда бы они ни причалили, встречающие найдутся быстро и в изобилии.


На мой взгляд, фильм заслуживает просмотра, в том числе и повторного. Не затянутый, атмосферный, жёсткий - он тем не менее, даже демонстрируя отсутствие надежды для человечества, оставляет некоторые шансы отдельным его людям. Фильм кровавый, много "кишок по стенам" и прочих неаппетитных сцен - не для слабонервных.


...И не забудьте, что это только лишь фильм.


Материалы:


  1. "Рассвет мертвецов" на Кинопоиске

  2. Официальный сайт фильма (англ.)

  3. Dawn of the Dead (2004) в базе данных фильмов в Интернете (англ.)


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments