?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Оригинал статьи: Чудаки и придурки! Передай дальше!

Чудаки и придурки! Передай дальше!


Виктор Шепелев


Помните, как ребенком в зрительном зале вы передавали что-нибудь
шепотом вдоль ряда кресел? Так делайте это же и теперь! В уши
всех тех, кто скоро станет взрослым и научится думать,
шепчите: «Слушай меня: чудеса и диковины!»
И легонько толкните локтем в бок: «Передай дальше!»

(Рэй Бредбери)


В конце июля-начале августа прошли две крупные, и, на первый взгляд, не связанные между собой конференции – OSCON и Wikimania. Первая – организованный O’Reilly съезд разработчиков open source, который проходил в шестой раз. Вторая, посвященная Википедии и wiki вообще – во второй раз.


События, довольно различные по теме, но сходные масштабом. Тысячи людей, сотни докладов, крупным корпорациям незазорно поучаствовать/поспонсорствовать. На OSCONе всерьез планируют развитие всей Сети и вообще ИТ-индустрии. На Wikiman'ии настолько же всерьез намереваются «собрать и систематизировать все человеческое знание» (во психи, а?)


Но помимо масштаба (мало ли масштабной фигни?) между двумя конференциями есть и еще одно сходство: никто не понимает, как они это делают. Такой дурацкий фокус для посвященных: собирается толпа народу, денег не хотят, пи*ара не делaют, бизнес-планов не пишут – бац! - и всемирный успех. «Где ваш пи*ар, чуваки? – орут им корпоративные маркетоиды, – где ваш fuckin’ бизнес-план?» Кто раскрутил Wikipedia? Кто загреб миллионы на Apache? Кому продался выскочка-Линус?


Молчит мир открытых исходников и свободных лицензий. Не дает ответа. Цепко хранят свою омерту FSF и Creative Commons.


* * *


А ведь всем мыслящим людям давно известно, что «все деньги мира – на Wall Street», а к этим ребятам без бизнес-плана не сунься. Без этих самых денег на раскрутку, без скурпулезного следования законам маркетинга (не важно, традиционного или новомодного) – ни фига не выйдет. Понятно, что «все мы хотим честно и красиво делать свое дело», но увы – «за это денег не платят», а «семью кормить надо». Поэтому – корпорация, галстук, маркетинг. И вперед.


А тут – какое-то нарушение законов физики. Народ тратит драгоценное время, про*** свою единственную и неповторимую жизнь – на непрактичное и смешное. И добро бы еще на прожекты по осчастливливанию всего человечества разом, сильные хотя бы благородным безумием. Так нет – какие-то мелкотравчатые утилитарные библиотеки, какие-то педантические правки в словарных статьях. Какое-то, прости Господи, сканирование книжек, изданных сотенным тиражом. Зачем? Для кого?


Кто эти люди и чем они живут? Каким нужно быть придурком, чтобы тратить собственное драгоценное время, чтобы еще чуть-чуть улучшить статью в Википедии - если даже имени твоего никто не узнает, а статью завтра 10 раз перепишут? Какой чудак станет развивать заведомо безнадежный проект и годами вылизывать исходники библиотеки, используемой десятком программистов, которых он даже никогда не видел?


Но ведь – получается! Что обидно и непонятно. Разработчики Perl-PHP-Python-Ruby, MySQL, Apache, собравшиеся на OSCON’е – действительно люди, на которых в большой степени держится Сеть. Люди, которые определяют ее развитие; люди, о которых пишут и говорят. Википедия, хотя вряд ли когда станет действительно «хранилищем всего накопленного человеческого знания», уже сегодня – очень неплохое к этому знанию оглавление.


* * *


Маркетоидам всех мастей (они ведь тоже не совсем идиоты, не все по крайней мере) начинает казаться, будто они упустили что-то важное. Какую-то глобальную мудрую тенденцию, какой-то новый, невиданный прием раскрутки любого го***. Игры в open-source, во free content внезапно входят в моду и попадают на первые полосы уже как самоновейшие инициативы все тех же корпораций.


Но если пытаться искать сакральную мудрость – в чем же это свободная культура круче корпоративной? – то получается что-то вроде очередного карго-культа: выполним-ка мы те же движения, что и «белый человек», авось и нам железная птица принесет хавки. Монстры один за другим строят свои «аэродромы», делают ритуальные движения – «И мы! И мы тоже! Мы одной крови!» Все стараются поймать ту волну, что безвестных энтузиастов делает основой нового миропорядка.


Нет, не летит к ним железная птица.


И настоящие, «живые» безвестные энтузиасты – они как-то не очень стремятся слиться в противоестественной страсти со своими «извечными врагами».


Они просто смеются.


Они смеются – люди, которые еще не родились во времена наивных надежд на «торжество прогресса» и «изначальную благость науки». Люди, которые пережили киберпанк с его страхами, победили (и съели) всех его чудовищ. Люди, которые луддизмом болели как свинкой – в детсадовском возрасте. И снова вернулись к изначальному оптимизму – к вере в прогресс и науку, и торжество чистого, мать его, разума. Они над вами смеются.


Они действительно чудаки и придурки. «Люди часто спрашивают: не обидно ли мне, что я так и не сделал на Web’е больших денег? – говорит человек, изменивший мир. – Это такая американская тенденция, не европейская: измерять ценность человека по его финансовой успешности. Когда мы судим о людях по заработанному ими капиталу, мы направляем взгляды наших детей только на деньги, вместо тех вещей, что действительно нужны для счастья».


Из современных культурных героев и антигероев IT больше всего достоин зависти не Билл Гейтс – самый богатый маркетоид мира; не Линус Торвальдс – «парень с соседнего двора», ставший во главе огромной армии линуксоидов; а именно Тим Бернерс-Ли – человек, который действительно придумал то, чего не было раньше, убедил всех, что оно надо, донес, развил, изменил весь мир – и не получил с того ни копейки.



* * *


Они действительно чудаки и придурки – такие странные человечки, которые очень любят поговорить на заезженные темы вроде Радости Творчества, Свободы Информации и Неизбежной Смерти Корпораций. Ко всему прочему – это еще и опасные придурки: придурошно не получают никакой выгоды от создаваемого контента, да еще и придурошно защищают его от «неправильного» использования.


Сегодняшние чудаки, дети пост-киберпанка, далеко не так наивны, как чудаки жюль-верновские, становившиеся жертвой любого тогдашнего прото-маркетоида. Открытые сообщества и свободная культура – они, сцуко, хитрые. Они крадут ваши деньги. Они намерены сплясать качучу на костях рухнувших корпораций. А пока – просто издеваются.


Самое нахальное издевательство – когда Тим О’Рейли (чья мимикрия под маркетоида почти безупречна) под видом новой бизнес-идеи, окруженной пи*арским hype’ом и запахом bubble’а, продал этим самым корпорациям идею открытого сообщества. Почти не скрывая ехидной ухмылки, пришел и сказал: создайте сообщество пользователей, свяжите их социальными связями, пусть они себе копошаться – вот вам и Long Tail, вот вам и Web 2.0, бла-бла. Каковая идея открытого сообщества благополучно и похоронит все эти корпорации – всех тупых животных, с их кодексами, с их чувством локтя, с их галстуками и пиджаками, с их маркетоидами и менеджерами N-нного звена.


Мне кажется, что когда О’Рейли говорит с представителями «среднего и крупного бизнеса» на их языке, разворачивая сияющие перспективами бизнеспланы – он чувствует себя точь-в-точь как Тайлер Дерден, вставляющий между двумя кадрами семейной комедии изображение «крепкого мужского члена»(tm). Мне хочется верить, О’Рейли предвкушал этот момент еще с тех пор, как O’Reilly Associates поддержала дурацкую, никому ненужную идею молодого европейца о Всемирной Паутине и провела одну из первых Web Conference.


* * *


…И уже, в общем-то, пофиг, что и Free Software Foundation, и Wikimedia Foundation, и многие прочие Foundation – уже сами по себе структуры, вполне подобные еще не свергнутым корпорациям; что маска сумасшедшего маркетоида намертво приросла к лицу Тима О’Рейли; что вся эта «война» – очередное повторение грустной истории о цивилизации и варварах.



Там, внизу, в основе недозарожденного миропорядка – уже совсем другие люди. Чудаки и придурки. И они смеются.


– Ну... И ты пробовал уже что-нибудь написать?

– Нет. Ни единой строчки.

– Ни единой?

– Вы – соль земли...

– Что?

– Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой?


Так Сказал Крыса.

Ссылкой поделился один из читателей Либрусека в честь очередного отбытия "чёрного пиарщика".

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 2 мнения — Высказать мнение )
vythe
13 янв, 2009 23:00 (UTC)
У меня не хватило сил дочитать либрусековский флейм до конца... Там хоть кто-нибудь сказал бедному провокатору, что его идея фуфло с начала до конца, потому как "ограниченный доступ" без договора - такое же нарушение копирайта, как "неограниченный"? То есть, он-то и сам знает, но там же вообще обсуждать дальше нечего.
:-))
temmokan
14 янв, 2009 03:32 (UTC)
Ай, народу лишь бы языком почесать, это ж понятно. Мне мнится, что провокатор является исключительно для того. чтобы узнать настроение "конкурентов". Договариваться-то всё равно не о чем.
( 2 мнения — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

Сводка страницы

За последний месяц

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner