?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Декрет о языке

Словарь Даля

Нет, товарищи, я вас не понимаю. Нет во многих из вас понимания тонкой структуры момента, а есть желание сплошь цепляться за нормы и правила, давно уже не согласующиеся с реалиями современности.


Речь, конечно же, о судьбоносном решении Министерства образования и науки, вскользь и без должного пиетета упомянутом, например, вот в этой заметке. Для тех, кто не следит за эпохальными событиями, вкратце поясняю: словари альтернативной современной орфографии и пунктуации, выпущенные нашим издательством «АСТ-Пресс» (исправлено - вначале ошибочно указал «АСТ» — К.Б.) и взятые на вооружение Минобразования, теперь легализовали средний род у слова «кофе», равноправное ударение на первую и третью буквы «о» в слове «договор» и ряд других исторически важных решений.


А я бы, наоборот, возмутился бы тем, что засилье ретроградов и консерваторов во всех эшелонах образования не позволяло принять не только это, половинчатое, но иное, куда более подобающее решение об изменениях в русском языке. Изменениях, кои должны споспешествовать дальнейшему неуклонному повышению грамотности населения и укреплению сплочённости между государственными служащими, творческой интеллигенцией, рабочим классом и всеми прочими слоями населения.


Ну сами посудите: откуда у государственного мужа, день за днём просиживающего голову в думах о благополучии и процветании страны в целом, и некоторых её граждан в частности, будет время на изучение тонкостей расстановки запятых, исключений правильнописания и прочей высокоумной ерунды (которую вроде как преподавали в начальных классах средней школы)?


В желании показать несгибаемую верность руководящим и направляющим решениям органов нашей с вами власти, я предлагаю короткий, понятный и универсальный проект языковой реформы, вполне соответствующий духу современности. Конечно, я даю только опорные утверждения, намёки, которые надлежит воплотить в сотнях страниц новых законов, инструкций и т.д.


Декрет о языке


Принимая во внимание... руководствуясь... заботой о благе страны... повышения всеобщей грамотности... реализовать следующее:


1. Ввести специальное звание Оплот словестности трёх степеней, соответствующим службам и ведомствам подготовить положения о статуте упомянутого звания; подготовить и утвердить соответствующие степеням дизайны медалей и свидетельств, а также прочей символики.


Примечание: я абсолютно точно знаю, как в русском языке пишется слово "словесность". Предлагаемое звание пишется с буквой "т", это не опечатка и не ошибка.


Звание «Оплот словестности первой степени» присваивается всем без исключения служащим государственных структур, вне зависимости от занимаемых ими должностей. Звание присваивается пожизненно.


Звание «Оплот словестности второй степени» присваивается всем без исключения деятелям культуры и искусства, участвующих (состоящих) в любой из государственных организацией, ведающих вопросами культуры, науки и образования. Звание присваивается пожизненно


Звание «Оплот словестности третьей степени» может быть получено любым гражданином РФ, порядок и тарифы на получение звания поручить разработать Министерству финансов РФ. Звание присваивается на всё время уплаты взносов, определённых соответствующими нормативными документами.


2. Все нормативные документы, определяющие стандарты орфографии, пунктуации и т.д., выпущенные до введения в действие положений настоящего закона, считать имеющими исключительно рекомендательную силу, и именовать отныне устаревшими либо архаичными.


3. Считать соответствующими нормам и правилами русского языка все документы, в письменной, электронной и устной формах, составленные и обнародованные обладателями звания «Оплот словестности» произвольной степени.


Считать нормой любое написание и пунктуацию, омографически, интуитивно и аллитеративно доступную для понимания в рамках устаревших норм орфографии и пунктуации (для тех, кто не сразу понял: как слышишь, так и пишешь).


4. Ответственность за неверное толкование документов, составленных в соответствии с новыми нормами орфографии и т.д. русского языка возложить на тех, кто читает и иным способом воспринимает документы.


5. Ввести институт толкователей русского языка; каждому носителю звания «Оплот словестности» первой и второй степеней придать, за счёт бюджетных средств, специалиста по устаревшим нормам языка, способного при необходимости объяснить подлинный смысл документа.


Министерству финансов разработать новый налог (налог на грамотность), сборы по которому пойдут на финансирование и подготовку толкователей русского языка.


6. Любое сомнение в грамотности документов, составленных обладателями звания «Оплот словестности» трактовать как государственную измену, клевету или оскорбление личности, в зависимости от звания и обстоятельств критики, с соответствующим исполнением полагающихся норм уголовного и административного кодексов РФ.


Пояснение


Я думаю, что подобный закон покончит с половинчатостью и ревизионизмом, и поднимет, во мгновение ока, грамотность населения и гос.служащих на недосягаемую доселе высоту.


Ни правда ли, што исполнение этаво закона пазволит сразу же стать абсалютна граматным каждаму чилавеку бес ниабхадимасти палучения средниво абразавания и палагающихся дипломаф? Только попробуйте сказать, что вы не поняли того, что написано в предыдущем предложении.


У декрета есть и ещё один, несомненный, плюс: отдельные представители т.н. контркультур и т.н. интеллектуальной элиты, которые стремятся выразить отсутствие мозгов и таланта свою самобытность и уникальность преимущественно намеренным искажением традиционного русского языка («аффтар жжот», «большой важности псот», «жывтоне чочо упячка» и пр.), потеряют основной внешний признак своей самобытности, нестандартности и продвинутости. Что не сможет не привести к оздоровлению психологического климата и подтолкнёт представителей оных субкультур к самореализации в подлинно творческом смысле.


Бурные, продолжительные аплодисменты.


Слегка всерьёз


Смех смехом, но вот какую точку зрения я буду отстаивать до последней буквы «ё»: именно архаизмы, несуразности и прочие следы древности придают каждому языку его очарование.


Знатоки английского: разве вас не забавляет неожиданное чтение слова «choir» (для тех, кто не в курсе: читается [kw`aia]). Вас не привлекает тот факт, что грудного ребёнка называют в разговоре «it», и это вовсе не оскорбительно? Разве вас не восхищают спунеризмы и многое-многое другое?


Знатоки испанского: вас не удивляет, что слово «рука» относится к разным грамматическим родам в единственном и множественном числах? Знатоки греческого, что вы думаете о двойственном числе? Об эволюции произношения, о ритмике древнегреческих текстов? Знатоки латыни, неужели вас никогда не восхищали шесть форм инфинитива?


В точности то же и в русском языке. Да, для многих будет ударом узнать, что «жёваный» и «кованый» — исключения, пишущиеся с одной «н». Вас может бесить слово «парашют» или мужской грамматический род слова «кофе», вас могут раздражать «здесь, здание, здоровье». Но разве не интересно узнать, каково третье слово с двумя мягкими знаками (кроме «фальшь» и «сельдь»)? Отыскать слово с семью буквами «о»? Вас не заинтересует происхождение слова «каракули», или частные (отделительные) формы родительного падежа?


Жизнь показывает: человек, которому не всё равно, на каком языке говорить, писать и думать, всегда интересуется историей языка, родного или нет. А стремление к скандальному, дешёвому самовыражению, выражающееся как нарочитая безграмотность или мусорный новояз вроде «падонкаф» или «упячки» — и самого источника такого мусора делает безалаберным, хаотичным, бесталанным. Язык мстит тем, кто пытается над ним надругаться. Что меня лично не удивляет.


Тот, кто с восхищением и уважением относится к языку, не станет командовать, каким тому должно быть. Язык — живой разумный организм, он сам всё для себя решит и выяснит.


Ссылки по теме



Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 65 мнений — Высказать мнение )
alexrat
2 сент, 2009 03:21 (UTC)
Имхо, ничего плохого в упрощении языка нет. В чём смысл существования сложных правил, если их можно заменить более простыми?
temmokan
2 сент, 2009 04:36 (UTC)
Я могу так же добавить: что плохого в официальном включении арго "падонкаф" и пр. как нормы языка? Это ж тоже упрощение- как слышу, так и пишу. Приблизиться к эсперанто по совпадению написания и произношения, удалить напрочь неправильные глаголы. Чтобы вместо десятков орфограмм было пять-шесть правил. Учить проще, мозги не напрягаешь...

Язык развивается сам, вот я о чём. Указанные корректировки выглядят скорее как попытка оправдать неграмотность многих публичных людей, нежели как попытка действительно отобразить подлинное состояние языка. Языку не надо указывать, надо точнее описывать тенденции и нынешнее состояние.

Язык сам примет или отторгнет те или иные изменения. Хорошо бы, чтобы учёные мужи работали на реальность, а не конъюнктуру.
(без темы) - alexrat - 2 сент, 2009 05:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 сент, 2009 05:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexrat - 2 сент, 2009 06:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 сент, 2009 06:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexrat - 2 сент, 2009 06:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 сент, 2009 06:33 (UTC) - Развернуть
просто реплика :) - elvit - 2 сент, 2009 06:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elvit - 2 сент, 2009 06:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 сент, 2009 06:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elvit - 2 сент, 2009 06:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexrat - 2 сент, 2009 06:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 сент, 2009 06:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexrat - 2 сент, 2009 06:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 сент, 2009 06:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexrat - 2 сент, 2009 07:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 сент, 2009 07:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexrat - 2 сент, 2009 07:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 сент, 2009 07:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexrat - 2 сент, 2009 07:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - offcentr - 17 окт, 2009 15:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 18 окт, 2009 01:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - offcentr - 19 окт, 2009 10:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 19 окт, 2009 12:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - offcentr - 20 окт, 2009 23:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 21 окт, 2009 02:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - offcentr - 17 окт, 2009 16:15 (UTC) - Развернуть
constanta_x
2 сент, 2009 05:12 (UTC)
Действуем по принципу "зачем учить, когда можно исправить?".
Возможно, таким образом политиканы пытаются стимулировать иностранцев на изучение русского и, как следствие, получить небольшой приток их капитала. Но что-то мне подсказывает, что не сработает.
Кстати, в европейских языках кофе-таки мужского полу, нэ?
temmokan
2 сент, 2009 05:20 (UTC)
Чёрт знает, что интересует политиков кроме власти и денег. Но вряд ли такими решениями можно добиться чего-то конструктивного.

А вот насчёт грамматического рода слова "кофе" - надо поспрашивать. Я достаточно хорошо владею только английским, а там выделенного рода для "кофе" как бы и нет вовсе.
(без темы) - alexrat - 2 сент, 2009 06:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elvit - 2 сент, 2009 06:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexrat - 2 сент, 2009 06:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 сент, 2009 06:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elvit - 2 сент, 2009 06:40 (UTC) - Развернуть
bachilo
2 сент, 2009 05:59 (UTC)
Непонятно, как можно менять язык с помощью законов. Хоть сто законов прими всем министерством, все равно человек, произносящий"черное кофе" будет выглядеть безграмотным колхозником.
temmokan
2 сент, 2009 06:20 (UTC)
Ну так ещё никому не удавалось, без помощи Большой Круглой Печати, воплотить подобные постановления. "Народу-то забыли сказать, как теперь грамотно", а народ знай себе говорит и пишет по-старинке.

Хорошо бы подольше продлилось время, когда на человека, произносящего "чёрное кофе" будут смотреть с удивлением.
(без темы) - elvit - 2 сент, 2009 06:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 сент, 2009 06:50 (UTC) - Развернуть
annok
2 сент, 2009 06:58 (UTC)
http://annok.livejournal.com/427831.html - я тут вчера покопалась в сути вопроса - бизнес и никакой идеологии
temmokan
2 сент, 2009 07:05 (UTC)
О! Спасибо. Что бизнес, было предположение. Оставалось понять, что мощнее - медные трубы, или златой телец. В данном случае, выходит, телец.

Добавил ссылку на вашу запись в свой текст. Спасибо.

Edited at 2009-09-02 07:08 (UTC)
enot_12
2 сент, 2009 07:15 (UTC)
Екие мы с тобой, Мастер, сегодня... синхронно-альтернативные. ;-) Я вот тоже разразился. Хотя и в другом ключе, похоже.
temmokan
2 сент, 2009 07:20 (UTC)
О, привет, Разумный! Всенепременно пойду и почитаю. Спасибо!

Добавил твою ссылку в список "по теме".

Edited at 2009-09-02 07:42 (UTC)
(без темы) - alexrat - 2 сент, 2009 07:36 (UTC) - Развернуть
c_savitsky
2 сент, 2009 07:42 (UTC)
Константин, издательство АСТ-Пресс не имеет никакого отношения к АСТ. Это совершенно отдельное небольшое издательство. В этом, кстати, дополнительный комизм ситуации.
temmokan
2 сент, 2009 07:47 (UTC)
Спасибо - исправил!
tau1
2 сент, 2009 09:44 (UTC)
А я спрошу: Quo vadis? И отвечу: хреново с бабками в стране, крызис, народ неудобные вопросы правительству задаёт, типа "А что вы делали 10 лет нефтяного бума?". Нужна канализация народного недовольства. Надо? ПолучИте! И вся страна, сплотившись вокруг (кому чего, хоть и ЦК КПСС :) ) давай костерить Фурсенку. А чо, его и так было за что покостерить. Не жалко. А ему: ссы в глаза - божья роса...
Тьфу!
temmokan
2 сент, 2009 09:54 (UTC)
Да, и это тоже. Ведь всякому понятно: отчего так всё хреново? Оттого, что русский язык не в порядке!
amigooo
2 сент, 2009 17:17 (UTC)
Это надо исправить: "равноправное ударение на вторую и третью букву в слове «договор»"
Наверное, так: ... на первый и третий слоги...
temmokan
3 сент, 2009 00:39 (UTC)
Спасибо - исправил.
soulmaster
4 сент, 2009 10:54 (UTC)
Слово "словесности" написано с ошибкой. Пиздец бля.
temmokan
5 сент, 2009 01:28 (UTC)
Это не ошибка. Звание должно звучать именно так, с буквой "т".
(без темы) - soulmaster - 5 сент, 2009 10:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 6 сент, 2009 12:53 (UTC) - Развернуть
sestra_kerry
5 сент, 2009 10:21 (UTC)
оффтопик
знаете, у Вас интересный, хоть и далекий от того, чем я занимаюсь, журнал.

Я очень избирательно читаю стихи и литературу, и терпеть не могу фэнтези (кроме, разве что, Толкина - и то в оригинале). Мне было бы интересно общаться с Вами как раз не в соответствии с Вашими указанными в профайле интересами, а как с человеком взрослым и (очевидно) серьезным, знающим жизненные реалии (чего мне зачастую не хватает). ОК?

temmokan
6 сент, 2009 13:41 (UTC)
Re: оффтопик
Да, разумеется.

Начать с того, что я не ограничился fantasy как областью применения сил. Но в любом случае у журнала нет чёткой тематики - "о жизни", так, вероятно, будет правильнее всего.

Посему нет необходимости следовать исключительно тому, что указано в интересах. Там, по уму, надо написать так: "жизнь во всех её проявлениях".

Спасибо.
mikusia_m
11 сент, 2009 06:24 (UTC)
кофе перестал быть вкусным напитком, и кофе стало некое пойло...

temmokan
11 сент, 2009 06:25 (UTC)
Увы, зачастую да. Может, ещё и потому его хотят перевести в средний род.
(без темы) - mikusia_m - 11 сент, 2009 06:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 11 сент, 2009 06:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dgri - 18 сент, 2009 07:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 18 сент, 2009 07:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dgri - 18 сент, 2009 07:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 18 сент, 2009 08:14 (UTC) - Развернуть
( 65 мнений — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner