?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Тень теней

Приступая к работе над послесловием к циклу Шамтеран, «В начале было море», ознакомился с довольно большим количеством источников на тему мировоззрения, религий, мифологии. Поскольку триада «верхний мир — средний мир — нижний мир» относится и к Шамтерану тоже, поискал ссылки на нижний мир, конкретно на «тень».


Тень — популярная аллегория, архетип, концепция. Всё, что угодно, в общем. В случае Шамтерана Тень — это

  • (имя собственное) распорядитель и страж царства мёртвых
  • (имя собственное) персонаж сказки, сюжет которой воплотился в событиях реального мира
  • специальность, на которую обучили некоторых людей в рамках одного правительственного проекта (название дали в честь некоторых способностей, которые традиционно приписывают стражу царства мёртвых)


«Тень — чернила, которыми пишет Солнце», написал Аполлинер. Тень у Желязны и Тень у ле Гуин; Тень в сказке Шварца и во множестве других произведений (пример: Рассел, «Мы с моей тенью»). Однако это всё не вполне то, что я ищу. Ещё одна трактовка этого слова отражена в картинке ниже.


Тень молодости


Не помогут ли мне люди, читающие эти строки, напомнить, у кого из писателей были в произведениях герои, относящиеся к нижнему миру? Не восставшие мертвецы, не воскрешённые и всё такое, а однозначно жители и/или работники нижнего мира, по какой-то причине втянувшиеся в дела среднего?


Необязательно, чтобы они носили имя «Тень».


В конце концов, света не бывает без тени и наоборот — это я к тому, что произведение вовсе не обязано при этом быть «ужасами».

Подписаться на Telegram канал temmokan

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 33 мнения — Высказать мнение )
dragon_ru
26 дек, 2009 03:56 (UTC)
Мне при слове "Тень" сразу вспоминается Тень у Лукьяненко. Причем ей это имя подходит как нельзя лучше, хоть ниепеого отношения к Нижнему миру они и не имеет.

По мне, Тень, как архетип - это то_что_может_быть, в противоположность тому_что_есть, и к Нижнему миру, строго говоря, не относится, хотя связи и есть.

А из произведений - с ходу вспоминается Садов, "Дело о неприкаянной душе".
temmokan
26 дек, 2009 04:40 (UTC)
Это понятно, но речь именно о нижнем мире.

Тень зачастую трактуется не только как возможное, но и как невозможное, немыслимое для человека.

Садова не читал, поинтересуюсь, спасибо.
(без темы) - gilgatech - 26 дек, 2009 06:37 (UTC) - Развернуть
ru_teacher
26 дек, 2009 05:09 (UTC)
Сущности, которые можно отнести к нижнему миру, но своевольничающие в обычном, причём истории их занятны и поучительны для читателя, есть у классиков:
"Нос" Гоголя :),
"Портрет Дориана Грея" Уайльда.
temmokan
29 дек, 2009 03:05 (UTC)
Стоп, а разве "Нос" - "оттуда"?
Я понимаю - все эти черти и прочее, из "вечеров на хуторе..." и прочих замечательных книг, но вот чтобы "Нос"?

Портрет - да, соглашусь. Спасибо!
zewgma
26 дек, 2009 06:54 (UTC)
Роджер Желязны. Сейчас не вспомню, как называется книга - это последняя, ее дописали за него после его смерти, так что вторая часть полная фигня. Но там были страны Вирту и Верту, т.е. приплетается еще кроме мира мертвых еще мир виртуальный, а главный повелитель хаоса повелевал не только мертвыми, но и выброшеннымии в мусор вещами.
temmokan
29 дек, 2009 03:04 (UTC)
Посмертную книгу я не читал, надо будет исправить упущение. Спасибо.
(без темы) - zewgma - 29 дек, 2009 17:28 (UTC) - Развернуть
zewgma
26 дек, 2009 07:00 (UTC)
Мультфильм "Труп невесты" (и кстати сейчас многие мульфильмы эксплуатируют эту тему). Гоголь еще и "Портрет", и т.д. Недавнюю фантастику прочитала, склероз проклятый не дает вспомнить ни имени, ни названия, но действияе происходит во времена Французской революции, а оживают люди, которые не доделали что-то важное при жизни. А автор имеет отношение к медицине.
"Гарри Поттер".
zewgma
26 дек, 2009 07:45 (UTC)
Вспомнила - Андрей мартьянов автор.
(без темы) - elvit - 26 дек, 2009 08:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zewgma - 27 дек, 2009 19:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 29 дек, 2009 03:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - zewgma - 29 дек, 2009 17:26 (UTC) - Развернуть
zewgma
26 дек, 2009 07:51 (UTC)
Задала Ваш вопрос у себя здесь . Пока варианты подал matabuba, может, он или кто-нибудь другой вспомнят что-то еще.
"Данте, аднака
Призрак оперы, аднака
Гамлет, аднака

Дон карлос ака у Пушкена каменный гость
тоже тени или хз Вавилон-5

в Одиссее, в её римском сиквеле"
А, кстати, "Орфей".
|
temmokan
29 дек, 2009 03:02 (UTC)
Призрак оперы - вопрос спорный. Если не путаю, у него сделка с демоном, но сам он всё-таки пребывает на этом свете. Или нет?

Данте - "Божественная комедия" - да, ещё один канонический пример на тему ада. Как и все греческие мифы и родственные произведения, где люди спускаются в Аид или бегут оттуда.

А вот Каменный гость даже в голову не пришёл, спасибо. Очень в тему.

textoed
26 дек, 2009 08:15 (UTC)
навскидку - Олди, их "восточные" романы. В "Черном Баламуте" - Яма и его работники вполне так вмешиваются.
"Мастер и Маргарита" где-то как-то (вотчина Воланда вроде как тоже к НМ относится).
Надо бы уточнить определение Нижнего мира - Царство мертвых? Навь (место обитания всевозможных хтонических чудищ, нежити?)? Еще что-то?
______________________
и оффтоп на тему копирайта (смех и грех...) - лень было заводить новую ветку
http://lenta.ru/news/2009/12/21/papa/
temmokan
29 дек, 2009 03:00 (UTC)
Нижний мир - общее название для области, куда "переселяются" люди после смерти. Самое общее определение. В этом смысле всё зависит от мировоззрения (в т.ч. религиозных убеждений) того, кто говорит о Нижнем мире. Аид, ад, навь. царство Ямы - это всё Нижний мир.

По поводу копирайта - спасибо, прочитал. Слов нет, одни буквы.
(Удалённый комментарий)
temmokan
29 дек, 2009 02:57 (UTC)
"Задверье" у меня в списке на прочтение, по окончаии работы над нынешней книгой. Посмотрю... Спасибо!
ptfenix
26 дек, 2009 09:19 (UTC)
Фауст (не только гетевский, но и клингеровский, например). Гамлет. Кемтервилльское привидение. Мастер и Маргарита.
temmokan
29 дек, 2009 02:56 (UTC)
Фауст, Воланд - согласен, канонические примеры. А вот с привидением могу не вполне согласиться. Есть такое воззрение, что привидения - проекции, части личностей, застрявшие "среди живых" потому, что осталось что-то не до конца выполненное.

(упоминание воззрений, поверий и пр. не означает, что я всё это безоговорочно разделяю)
dropinweb
26 дек, 2009 17:46 (UTC)
Есть у замечательного филолога Николая Клюева "Книга Теней". В чём-то основана на древнегреческой мифологии, в чём-то - на современных воззрениях. Книга классная!
Ещё, на первый взгляд - не совсем по теме, но где-то даже глубже :) - работы Алексея Лосева "Самоё само", "Диалектика мифа", его работы по опять же древнегреческой эстетике, филологии и философии,
such_a_man
26 дек, 2009 21:19 (UTC)
Этого Клюева зовут Евгением.
(без темы) - dropinweb - 27 дек, 2009 07:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - such_a_man - 27 дек, 2009 07:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 29 дек, 2009 02:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 29 дек, 2009 02:54 (UTC) - Развернуть
lady_nb
27 дек, 2009 11:02 (UTC)
Альтист Данилов подходит?
temmokan
29 дек, 2009 02:49 (UTC)
Кстати да, подходит. Добавляем!
svetik_vinok
29 дек, 2009 14:21 (UTC)
может, конечно, и не в тему...
но я всё равно скажу))
При слове "тень" вспомнились романы про тёмных эльфов, в первую очередь Сальваторе (Дзирт До Уорден, Джарлакс ну и т.д.), и фильм "Ниндзя-убийца" (недавно прошёл в прокате; там очень интересно обыграно любовь японцев к теням, тьме, полумраку - заинтересовалась историческими аналогами сей истории).

Возвращаясь к Японии. У писателя Дзюнъитиро Танидзаки есть гениальное эссе "Похвала тени". Мало того, что зачитаешься и найдешь, к своему удивлению, подтверждение реальности, так ещё и после прочтения начнёшь обустраивать свой быт по прочитанному).
http://lib.aldebaran.ru/author/tanidzaki_dzyunitiro/tanidzaki_dzyunitiro_pohvala_teni/
temmokan
29 дек, 2009 15:27 (UTC)
Re: может, конечно, и не в тему...
AD&D-шные отсылки мне уже оскомину набили 9это не претензия к вам, просто слегка чересчур этого добра).

А вот за "Ниндзя-убийцу" и Танидзаки большое спасибо, поищу и прочту, соответственно.
gekkkon
4 фев, 2010 00:32 (UTC)
Поздновато, конечно, отвечать ;)

Японцы и китайцы вроде бы нежно любят эту тему.
Я, скуднообразованный, с лёту вспомнил только "Пионовый фонарь" (пер. А.Н.Стругацкого)
Но после некоторого пошкребения в затылке подумал про многие веши Акутагавы Р., и, со сменой цвета и стиля, про Киплинга и некоторые стилизации Олдей -- "Мессия..." ж выстроен на том, что можно назвать и переходами "из тени в свет";), а "Нопэрапон" так вообще "Как тяжело ходить среди людей и притворяться...". Страшная, кстати, книжка про иновосприятие мира эта "Нопэрапон". И у Фрэнка нашего Herbert'а есть замечательное описание внутреннего общения МуадДиба с предками в памяти -- чем не Тень?

А если смотреть на "графическую" часть вопроса, то я бы вспомнил Б. о'Брайен, ~"Путешествие в безумие и обратно" (http://psylib.org.ua/books/obrab01/index.htm) и "Вавилонского голландца" _Ксы и Тикки

зы. И "Похвальное слово тени" да... ох да... японский привет гештальтистам... очень люблю этот текст.
( 33 мнения — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner