?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Нашёл на Новостях@Mail.ru, привожу полностью (большая часть текста "под катом"). Авторы заметки правы, и сомнительная инициатива сами-знаете-чьей-партии действительно не вызвала откликов в СМИ?

Источник: В России введут платное среднее образование.

В среднем в месяц придется платить 5-6 тысяч рублей

В минувшую пятницу, 23 апреля, Госдума в третьем чтении приняла законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». О нем давно и со страхом говорят работники системы образования, здравоохранения и других бюджетных организаций.

Хотя формально этот закон всего лишь реорганизует финансирование и несколько меняет правовой статус бюджетных учреждений, его последствием вполне может стать фактическая отмена бесплатного среднего образования и здравоохранения — в том виде, в котором мы привыкли их воспринимать с советских лет.

Суть предлагаемой и уже почти принятой реформы в том, что бюджетные учреждения становятся более самостоятельными экономически — но при этом лишаются гарантированного бюджетного финансирования в полном объеме. По традиционной схеме будут финансироваться лишь такие учреждения, как военные части, исправительная система, психиатрические больницы, лепрозории.

А вот обыкновенным школам и больницам деньги дадут лишь по числу учеников (пациентов) и только в рамках гарантированного государством лимита образования (лечения). Вопрос о бесплатном лимите — а он, понятно, самый важный в этой ситуации — обсудят лишь в ноябре этого года, за месяц до начала реформы.

Пока больше всего взволнованы родители школьников — они обсуждают слухи о том, что в бесплатный лимит могут войти лишь 2 часа русского языка в неделю, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3 часа религии (ОПК, светская этика или уроки по другим конфессиям, в зависимости от школы). Такой эксперимент, по словам некоторых родителей, уже начался в Южном административном округе Москвы.

Остальные предметы и дополнительные часы, как сообщают те же родители со ссылкой на директора одной из школ округа, будут платными: за полноценный язык родителям придется заплатить 1000 рублей в месяц, за остальные предметы — по 500. Таким образом, полноценное обучение среднего столичного школьника обойдется его родителям в 5—6 тысяч рублей в месяц. Сумма для московских родителей не запредельная, но для многих весьма ощутимая.

В управлении образования ЮАО города Москвы «СП» официально не подтвердили наличие такого эксперимента. Однако при личной беседе с корреспондентом издания директор одной из столичных школ подтвердил, что подобные инициативы обсуждаются на совещаниях у чиновников системы образования столицы. «Указанный состав бесплатных предметов, конечно, слишком жесткий — к тому же речь, скорее всего, идет о начальной школе — но в принципе директоров школ уже готовят к тому, что очень скоро нам придется зарабатывать на детях, а бюджетное кормление заканчивается».

Стоит отметить, что Конституция РФ и закон «О всеобщем среднем образовании» гарантируют гражданам России бесплатное общее образование — однако в этих документах не регламентирован его объем. Таким образом, урезание бесплатного образовательного минимума хотя бы и до объема церковно-приходской школы не потребует изменения ни в Конституции, ни в законе.

Впрочем, даже если бы такие изменения и потребовались — внести их с нынешним составом Госдумы вполне возможно силами одной «Единой России». Как это, собственно, и произошло с принятым в пятницу законом о бюджетных организациях: фракция КПРФ и депутаты других фракций выступили против, но голосов правящей партии хватило и без убеждения оппозиционеров.

Поразительно, но грядущая радикальная реформа образования, которая, если состоится, изменит — и не в лучшую сторону — жизнь миллионов россиян, остается практически незамеченной ни крупными федеральными СМИ, ни их аудиторией. Иначе говоря, о готовящемся переводе образования и здравоохранения на платную основу не знает большинство жителей России, а те, кто знает, уверены, что не могут ничего изменить.

В такой ситуации трудно удержаться от параллелей и не вспомнить, когда среднее образование в России в последний раз было платным. Перевести старшую школу и ВУЗы на коммерческую основу постановил Совнарком в 1940 году — когда уже шла Вторая мировая война и надвигалась Великая Отечественная.

Это постановление имеет смысл привести полностью:

№27 от 26 октября 1940 года

Постановление №638

«Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:

1.Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.

2.Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:

а) в школах Москвы и Ленинграда , а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;

б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.

1.Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:

а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;

б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300 рублей в год…

Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР В. Молотов

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР М. Холмов

Москва, Кремль. 2 октября 1940г. №1860.

Этот странный для коммунистического государства возврат к коммерческому образованию объяснялся прагматическими соображениями: в СССР на тот момент было куда больше нужды в рабочих руках, чем в людях с высшим образованием. К тому же, военные учебные заведения оставались бесплатными — а значит, после школы-семилетки мальчишек стимулировали идти в летные, танковые и тому подобные училища. Надвигалась война, и правительство не могло этого не понимать.

Было и еще одно, на сей раз не столь прагматичное, соображение. Введение платы за обучение — такой, какую могли легко позволить себе уже имеющиеся специалисты с высшим образованием, но не могли низы советского общества — было серьезным шагом к закреплению новой сословности в советском обществе. Сын инженера мог стать инженером, сын рабочего с большой долей вероятности оставался рабочим, сын колхозника — колхозником. Если, конечно, не шел в армию или партию, которые были единственными работающими социальными лифтами.

Сталин почти построил такое общество — в нем, если говорить об образовании, было восстановлено даже раздельное обучение девочек и мальчиков. Но чуть-чуть не успел: скончался в 1953 году. Отменили платное и раздельное образование в 1954 году. То есть сразу после наметившегося поворота к «ленинским ценностям».

Экстраполируя советскую историю на нынешнее положение дел, логично задать вопрос: что именно сейчас нужно властям, реформирующим систему образования? Страна готовится к войне (это можно предположить и по некоторым шагам военной реформы, например, по тотальному внедрению «паспортов призывника») или хочет новой сословности?

Если первое — то это, как говорится, не дай Бог. А если второе — то ввести сословность нынешнему руководству России будет еще труднее, чем Сталину. У «отца народов» было под началом общество, еще хорошо помнившее прежнюю сословность и не имевшее, в массе своей, высшего образования. В современной же России процент выпускников вузов не в пример выше, а бессословное общество — стараниями товарищей Хрущева, Брежнева и других — все-таки было построено.

("Президент, как всегда: знает, но молчит" -- К.Б.)

Метки:

Подписаться на Telegram канал temmokan

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 49 мнений — Высказать мнение )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 28 апр, 2010 17:00 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - temmokan - 26 май, 2010 07:02 (UTC) - Развернуть
lenmama
28 апр, 2010 08:19 (UTC)
Мне на прошлой неделе позвонили из детского сада и предложили должность воспитателя с переработкой по часам и зарплатой в 6000. У старушек пенсия сейчас такая.
temmokan
28 апр, 2010 17:01 (UTC)
Да, высоко оценивают труд воспитателя. Ни добавить, ни убавить.
cooltriton.blogspot.com
28 апр, 2010 08:21 (UTC)
Есть посёлки и деревни на Руси большой.
Денег мало и доходов, там давным-давно.

Как шпане в деревне быть, кто нам разъяснит?
Денег нет - иди домой – так выходит быть?
..................
..................
temmokan
28 апр, 2010 17:07 (UTC)
Когда моей двоюродной бабушке, мир её праху, сказали - лет в 11? - что она не доживёт до следующей весны (астма), девочка совершенно резонно решила забить на образование - зачем?

...и прожила почти восемьдесят лет. Но даже при весьма ограниченном образовании (потом уже получала, вдогонку) человеком была весьма мудрым.

Так что...
alarmyst
28 апр, 2010 13:06 (UTC)
Когда-то я проголосовал на референдуме "против" нынешней Конституции именно по той причине, что в ней не было гарантировано право на бесплатное среднее образование.
Прочих претензий тоже было немало, но эта перевешивала все.
temmokan
28 апр, 2010 17:02 (UTC)
Беда в том, что голосовать ещё долго будут за что убедят, а убедить несложно.

Основной закон кажется всё менее значимым.
dropinweb
28 апр, 2010 16:26 (UTC)
Интересно, а останется ли в этом случае школьное образование обязательным? Или оно уже таковым не является? :)
Я имею ввиду именно хождение в школу, обучение по планам и учебникам Министерства образования и т.п.
Скажем, своего ребенка мы с женой планируем обучать самостоятельно и - при необходимости - обращаться к специалистам в той или иной области знания... Я больше чем уверен, что базовые предметы, включая логику, поиск информации, самообучение и умение обращаться с компьютером, я смогу дать в значительно лучшем качестве, чем любой из доступных нам учителей средней школы. При этом ориентируясь на склад характера и в полной мере учитывая потребности собственного ребёнка.
Так что - а сОит ли оно - нынешнее среднее образование, даже той бумаги, что изводится на обсуждение таких вот решений правящей партии? Нисколько его не одобряю, просто мне оно абсолютно фиолетово...

PS. Если уж обращаться к истокам, то классно-урочная система, незыблемым монолитом возлежащая со времён Штурма и Коменского - в первую очередь предназначена для получения минимально необходимого уровня образования рабочим классом, дабы класс могл работать на конвейере, не портить сложные агрегаты и всей душой и кошельком отзываться на любые виды рекламы.
А лучше индивидуального обучения человечество ещё ничего не выдумало...
temmokan
28 апр, 2010 17:04 (UTC)
...и в итоге приходим, в частности, к тому, что уже озвучено: расслоение на группы ("сословия"). где одним положена неграмотность, а некоторым другим - наоборот, образование.

Чем обернутся все эти, блин, реформы для уровня образования в целом, и гадать особо не нужно. Уже видно невооружённым глазом.
(без темы) - dropinweb - 28 апр, 2010 17:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - pyatochkina - 29 апр, 2010 22:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 май, 2010 05:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - radvi_sasha - 28 апр, 2010 18:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 май, 2010 04:43 (UTC) - Развернуть
textoed
28 апр, 2010 16:49 (UTC)
В соответствии с ником - питаю текстами свой оптимизм... ;)
"Фабрика марионеток" - о той школе, которую американцы получили, а мы копируем, накладывая на свою дурь дурь забугорную...
Но там есть и о способах, которыми нормальный учитель может при желании помочь ученикам выдраться из порочного круга.

Если биология, химия и пр. станут "необязательными" и платными - куча народу их проигнорирует, и численность педагогов вынужденно сократится. И уйдут из школы прежде всего те, кто там не ради призвания, а ради стабильного оклада и длинного отпуска.

textoed
28 апр, 2010 16:52 (UTC)
(вдогонку)
а домашнее дообучение - и при нынешней, "бесплатной" школе требуется, потому что и учебники убогие, и многие преподаватели.
"Нетворк" (сеть, но совершенно вне связи с интернетом) хорошо показал себя еще во времена Кэрролла
temmokan
28 апр, 2010 17:05 (UTC)
Вот и у меня ощущение возникает, что приглашать квалифицированных домашних учителей придётся уже для собственного сына...

Что характерно, ответственность за это положение дел очень гармонично ложится, как бы, на всех граждан. Сами же, мол, выбрали тех, кто законотворит подобным образом.
dropinweb
28 апр, 2010 17:28 (UTC)
Читаю сейчас "Искусство системного мышления" (Джозеф О'Коннор и Иан Макдермотт) - так вот, товарищи утверждают, что достаточно сложную систему очень нелегко изменить прямым воздействием.
Поправьте меня - но сдаётся мне, что тема треда является именно таким вот прямым воздействием. И если наша родная школа уже разваливается - то вопрос :) - а есть ли она система? Наверное, нет...

А Вы бы желали своим детям бессистемного образования?..
:)
enchi_ex_dn
28 апр, 2010 23:15 (UTC)
Тащем-то Адольф Гитлер - это как раз рузльтат "бессистемного образования".

Алсо, я сомневаюсь, что вы дадите своим детям хоть какое-то образование, которое, ага, было бы системным, и вообще напоминало бы нам о гармонии и всестороннем развитии личности. Или вы решили всецело посвятить себя воспитанию, а не работе? Или, я не знаю, у вас жена будет дома целыми днями сидеть и занимать ребенком? Или родители там помогут чем?
(без темы) - dropinweb - 29 апр, 2010 03:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - enchi_ex_dn - 30 апр, 2010 00:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dropinweb - 1 май, 2010 16:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 май, 2010 04:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 2 май, 2010 05:39 (UTC) - Развернуть
hagene
28 апр, 2010 17:38 (UTC)
Ну-у-у... Она ведь и раньше, оплата-то, была. Только в не столь явной форме, так, "добровольные" пожертвования на "ремонт" школы, и т. д.

Ну а теперь... В топике на Флибусте уже высказывались все возможные варианты развития, но я поддерживаю мнение одного из комментаторов, что необразованная толпа, в массе своей, может причинить куда больше урона власти, чем образованные (хотя бы в какой-то мере) личности.

Опять же, высшее образование при такой системе становится почти недоступным, что тоже приводит к образованию очень тонкого слоя "интеллигенции".

И слава Вселенскому Разуму, что меня это никаким боком не коснется, честное слово - огромное облегчение.
temmokan
2 май, 2010 05:08 (UTC)
Что расслоение общества началось и так - не секрет. Подобные выверты с образованием приведут к закреплению расслоения.

Последствия можно продумывать и просчитывать.
pyatochkina
29 апр, 2010 22:30 (UTC)
да...
очень странно, ничего об этом еще не слышала, надо с бывшими коллегами-педагогами обсудить, может они в курсе...
это похлеще дачи Муромцевых, на мой взгляд,
а френды ничего не пишут
у Вас впервые увидела, за что спасибо.
Несколько лет назад д/с,а за ними школы, досуговые центры (бывшие дворцы пионеров)вся наша разнообразная система школьного и внешкольного образования перешли на выделение бюджетных средств учреждениям (куда входит зарплата педагогам, ремонт, питание детей, оборудование классов идр.)из расчета поголовья детей,дают определенную сумму на ребенка, и всё, делай с ней, что хочешь, хочешь корми, а хочешь английскому учи.
Поэтому сразу много "лишних" педагогов из д/с, например,сократили,т.к. им на зарплату не оставалось, детей у них всегда ограниченное количество, это не центры, где можно открыть еще и еще кружков и студий и увеличить поголовье.
Недавно слышала, что отменили право приоритетной записи в ту школу, где уже учатся братья или сестры, как раньше было.
И все как-то тихо.
А больше того,как всегда, о чём не слышала (так как не общаюсь сейчас напрямую с теми, кто регулярно ездит на совещания в депы)
Родители пока только штурмуют двери школ, в которые хотят устроить своих деток, а пора бы уже на баррикады идти в департаменты и правительство...
temmokan
2 май, 2010 04:40 (UTC)
Беда в том, что аукнется это, увы. не мгновенно. Подражание самым нелепым образвоательным экспериментам я могу объяснить, не впадая в теорию заговора, только одним: просто кому-то из чиновников очень хорошо дали за это что нужно куда надо.

Мня другое больше "веселит" - марионеточность нашего нынешнего главы государства, который по таким вот критическим вопросам в лучшем случае даст общее суждение, в худшем - вообще не соблаговолит заметить.

Штурмовать надо, вопрос - что именно. Параллельно с поиском для чад хороших учителей, пусть даже частных и недешёвых.
alx_yago
3 май, 2010 01:47 (UTC)
По-моему, статья основана на слухах и домыслах. Бесплатное образование останется в рамках стандарта, который менять пока никто не собирается. А даже если бы и собрались, то количество часов и предметов изменилось бы при любом способе финансирования - это вещи не взаимосвязанные.
Закон приведёт скорее не к введению платного среднего образования, а к закрытию малокомплектных сельских школ, что, при правильной организации, не так уж и плохо.
temmokan
3 май, 2010 02:39 (UTC)
Т.е. все упомянутые частные мнения директоров школ в реальности не существуют?

Не подскажете, о каком стандарте речь и на чём уверенность, что его меня не собираются? Я склонен относиться к процитированной статье как к поводу для беспокойства, поскольку деградацию уровня образования наблюдаю в течение всех прошедших с 1991 года лет.
(без темы) - alx_yago - 3 май, 2010 09:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alx_yago - 3 май, 2010 09:53 (UTC) - Развернуть
alx_yago
4 май, 2010 05:09 (UTC)
Извини, Константин, что который раз подряд высказываюсь на эту тему, но раз уж я всё равно стараюсь отслеживать ситуацию с образованием, то предложу ещё одну ссылку: http://echo.msk.ru/programs/assembly/675471-echo/ Это обсуждение нового закона на "Эхе Москвы", и отношение к нему там скорее тревожное.
temmokan
26 май, 2010 07:31 (UTC)
Спасибо - лишними материалы не бывают!
Что ж, тенденция подтверждается, увы.
elvit
4 май, 2010 15:59 (UTC)
офффффф
Я, как всегда, с оффтопиком. Про убытки от пиратства: http://lenta.ru/articles/2010/04/14/court/
temmokan
26 май, 2010 07:32 (UTC)
Re: офффффф
Что ж, следовало ожидать - когда цифры берутся с потолка, однажды кто-нибудь это заметит
kukmor
28 май, 2010 11:41 (UTC)
даа.....


з.ы. добавил вас на все блог-площадках
;-)
temmokan
1 июн, 2010 15:35 (UTC)
"Добавил, а потом вычел".

Я здесь редко бываю, так что не всегда и не сразу могу сделать встречные действия.

Удачи!
(без темы) - kukmor - 1 июн, 2010 15:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 1 июн, 2010 15:51 (UTC) - Развернуть
laangry
3 июн, 2010 14:33 (UTC)
С одной стороны понимаю эмоции присутствующих, поскольку самому от происходящего не очень-то весело.
С другой же стороны - а что собственно особо необычного в происходящем?

Образование станет платным?
Так оно и так уже платное - не тем образом, так иным. Просто до этого оно было платным "де-факто", а сейчас станет еще и "де-юре".

Расслоение?
Оно сейчас идет все нарастающим темпом и совершенно не зависит от того, примут ли данный закон или нет. Тот факт, что разные люди живут заметно разным образом делает расслоение некоей реальностью, существующей вне зависимости от того, что мы по поводу нее думаем.

При платном обучении невозможно будет дать детям сколь-либо приличное образование?
Задам крамольный вопрос - а при сегодняшнем "бесплатном" его можно дать? Не в десятке-другом столичных школ высокого уровня, а в массе своей, в средненормальном губернском городе? Да школьники умеют читать, писать, знают таблицу умножения и кое-какие обрывки из алгебры, истории и естественных наук. Только вот много ли они знают за пределами перечисленного?
И что самое существенное, много ли из этого им надо знать при сегодняшнем образе жизни?
temmokan
12 июн, 2010 10:26 (UTC)
По сути да, идут процессы, и упомянутая новость всего лишь подчёркивает тенденции.

Но тут надо спросить родителей тех чад, кои попадут под те или иные веяния в сфере образования: хотят ли они видеть своих детей образованынми? Ведь всё начинается дома, с родителей.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 49 мнений — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner