?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Вечный вопрос, "что бы такого почитать", при тщательном обдумывании приводит ко множеству интересных мыслей. Неразрешимый вопрос, в чём причина того, что в книжных магазинах 99.9% всего - откровенный мусор: такой пошёл читатель, которому лень нагружать оставшийся в наличии головной мозг, или всё-таки это издатель, [censored], выдаёт на-гора тонны того, что заведомо "схавают"?

Где литература о настоящих людях?

Где книги о героях, которые не бредут, обвешанные BFG-10K, крутея от главы к главе - книги про настоящих людей, со своими слабостями и талантами, которым хочется сопереживать, над чувствами которых не стыдно пролить слезу?

Где образы будущего, в котором хочется жить? Сплошь концы света и выродившийся киберпанк. В тех редких случаях, когда действие происходит на Земле и с людьми, а не с представителями нежити-нечисти-магов-колдунов.

Посоветуйте мне что-нибудь такое, а? Из современного. Я честно знакомлюсь с новыми книгами полусотни русскоязычные фантастов (в качестве примера: Андрей Лазарчук со соавторы, Олди, Святослав Логинов, Елена Хаецкая, Дмитрий Быков... в разное время я называл их всех), но и у них в пробирной палатке всё больше сбои. Автор давний, проверенный, а начнёшь читать что-то новое - не цепляет. Про т.н. новые имена, они же Легион, вообще умолчу. Как и про переводное. А то обижу кого-нибудь.

Сам я читаю почти исключительно уже читанное. Чем дальше, тем глубже забираюсь вглубь времён, тем более древние книги добываю и перечитываю. Объём нового, купленного в течение года, упал до критической величины. Хорошо если в год 10-15 книг удаётся отсеять из словесной руды, да таких, чтобы возникло желание перечитывать. А иначе смысла нет покупать на бумаге.

Если обелить поклоняющихся понятно кому издателей, и предположить, что это читатель такой пошёл тёмный и непритязательный, то дело швах. Люди читают всё меньше; а те, что читают, предпочитают вещи, как можно меньше напрягающие головной мозг, и как можно сильнее - всё остальное. Тогда всё вписывается в картину - начиная с элементного состава потока чтива про попаданцев, баронов-драконов, "сталкерщину", криминальное в худшем смысле чтиво, потёки чрезмерно расширенного сознания, а также похождения офисного планктона и светской фауны.

Если предположить, что во всём виновны алчные издатели, то выход, конечно, простой. Обанкротить существующие крупные издательства, воспретить авторам, публиковавшимся у них в течение пяти последних лет публиковаться где бы то ни было ещё (как минимум десяток лет), потом - допускать к бумаге, только если сдадут экзамен по русскому языку как минимум в рамках средней школы. Или если стали известны ещё до 2000-го года. Тогда, глядишь, что-то может начать меняться к лучшему. Но это крайняя мера, насильственная. Да и за то время, пока преемники сами-знаете-каких издателей точно так же не испортятся и закоснеют, можно просто не успеть найти и взрастить поколение хороших литераторов.

Остаётся задать второй извечный русский вопрос, и попробовать найти решение. Ибо времени мало, читатель как вид разумного, образованного и интересного человека стремительно вымирает. Осталось лет двадцать в лучшем случае.

Подписаться на Telegram канал temmokan

Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 58 мнений — Высказать мнение )
vadim_i_z
9 дек, 2011 06:14 (UTC)
Так кабы только фантастика. А "просто проза"? А переводы?
Ууууу.
temmokan
9 дек, 2011 07:24 (UTC)
Таки да, везде ситуация плачевная. Согласен.
(без темы) - nut79 - 10 дек, 2011 06:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 10 дек, 2011 23:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nut79 - 13 дек, 2011 09:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 13 дек, 2011 09:11 (UTC) - Развернуть
kazak_ixbt
9 дек, 2011 06:38 (UTC)
Где книги о героях, которые не бредут, обвешанные BFG-10K, крутея от главы к главе - книги про настоящих людей, со своими слабостями и талантами, которым хочется сопереживать, над чувствами которых не стыдно пролить слезу?
А ты погляди вокруг--откуда они возьмутся? :(
temmokan
9 дек, 2011 07:25 (UTC)
Рискуя показаться наивным - если о таких не писать, то и не станут браться. Всё начинается в голове, что бы ни возражал материализм.
garrido_a
9 дек, 2011 06:54 (UTC)
Совершенно напрасно в таком случае не читали вы моего "Видимо-невидимо".
Будущее, в котором хочется жить, несмотря на случившийся до того конец света, герои, с которыми хочется дружить, со своими слабостями и талантами...
В общем, я придирчивый и чувствительный читатель - и я для себя старался, чтобы мне история понравилась. Нравится, очень. Даже вот - не стесняюсь в этом признаваться и приглашать разделить со мной мое удовольствие.
temmokan
9 дек, 2011 07:27 (UTC)
Что ж, спасибо за наводку, прочитаю. Публичные критические замечания приветствуются? А то люди разные.

По мне, единственно хорошие книги - те, которые автор пишет именно для себя. Чтобы себе нравилось.
(без темы) - garrido_a - 9 дек, 2011 07:31 (UTC) - Развернуть
lexx_fancit
9 дек, 2011 09:13 (UTC)
Ник Горькавый, трилогия про астровитянку. Хотя и нацелена больше на молодёжь и подрастающее поколение, с целью привить им любовь к науке, но и старшим поколением читается хорошо (правда, больше как раз теми, у кого склад ума лежит в сторону наук познания мира, а не гуманитариями - те обычно плюются).

Имхо, в книгах, как и в аниме, чем больше вокруг споров, чем больше мнений, чем больше сломано копий, тем интереснее оказывается продукт, по крайней мере для целевой аудитории, а может и кого со стороны зацепит.
А уж вокруг "Астровитянки" споров было, у-у-у-у-у...

И ещё (тоже имхо показатель), на бумаге сейчас купить в виде изначальной трилогии в твёрдой обложке (а не 6-ти книг в мягкой обложке) весьма непросто, ибо изначальный тираж был распродан быстро, и допечатка была, и тоже продалась.

Сам уж как редко покупаю бумажные книги (последние лет 10 - не каждый год хотя бы одну даже), а "Астровитянку" приобрёл, и уже перечитывал, и ещё буду, однозначно! И даже не потому, что электричество отключилось и "пойду что-нибудь почитаю, что давно не читал, даже если книга не высшего качества".

P.S. Вот как чувствовал, перед отправкой текст в буфер скопировал, полезнейшее действие порой оказывается. :)
temmokan
10 дек, 2011 17:21 (UTC)
Взял на заметку, прочитаю, как будет очередная творческая пауза. Спасибо.

Согласен полностью - если создаются жаркие споры, то произведение положительно должно быть рассмотрено.
voden.ya.ru
9 дек, 2011 09:52 (UTC)
Боюсь, что виноваты все. И читатели, и писатели, и издатели 1. Большинство читателей используют книги как способ убежать от действительности, а не для саморазвития. 2. Большинству проф. писателей (кто зарабатывает писательством на хлеб) просто нечего сказать "разумного, доброго, вечного" - да так, чтобы прочитали. 3. Крупным издателям невыгодно выпускать книги, которые не будут пользоваться спросом по причине п.1
temmokan
10 дек, 2011 17:19 (UTC)
Порочный круг.
Но большинство в этом круге - а издатели 100% все - не почешутся делать что-то, что могло бы изменгить ситуацию к лучшему.
(без темы) - gavrioutchenkov - 9 дек, 2011 11:00 (UTC) - Развернуть
alex_lons
9 дек, 2011 12:01 (UTC)
в фантастическом "Остромове" такие герои есть. Там беда в другом - описывается очень гнусное (реальное!) время и сам текст - скучноват и затянут. Большинству людей этот роман просто неинтересно читать.
(без темы) - gavrioutchenkov - 9 дек, 2011 12:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 12 дек, 2011 07:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gavrioutchenkov - 12 дек, 2011 08:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 12 дек, 2011 08:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gavrioutchenkov - 12 дек, 2011 08:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 12 дек, 2011 10:59 (UTC) - Развернуть
(Грэм) - ilmare_ - 12 дек, 2011 15:24 (UTC) - Развернуть
Re: (Грэм) - temmokan - 12 дек, 2011 17:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 10 дек, 2011 17:17 (UTC) - Развернуть
lizard_lu
9 дек, 2011 13:43 (UTC)
О! Как вовремя ты вопрос задал! :))
Преамбула.
Некоторое время наза мне один дружище порекомендовал смотреть сериал "Игра престолов". Сериал - новый, снимается только первый сезон, есть десять серий.
Мы начали смотреть - очень качественно, красиво снято. Жанр - фэнтази, но очень реалистичное. Великолепный кастинг, бережное отношение к тексту.
Теперь сама фабула.
Сериал снят по книгам Джорджа Мартина из серии "Песнь льда и пламени".
Мне так хотелось узнать, что же будет дальше, когда мы досмотрели десятую серию, что я начала читать.
И вот, читаю уже четвертую внигу! :) При том, что книги прям не короткие.
Знаешь, несмотря на мрачность сюжета, меня очень захватило.
Сериал переводит Lost Film, и очень хорошо переводит. У них сайт есть lostfilm.ru
В общем, рекомендую! :)
temmokan
10 дек, 2011 17:18 (UTC)
Спасибо, Лиза.
Список рекомендаций растёт быстро, и это приятно. Возможно, в чём-то я слишком пессимистичен по отношению к ситуации. Но розовые очки всяко хуже.

А что ты прочитала нового за минувший год, не поделишься?
(без темы) - lizard_lu - 10 дек, 2011 17:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morthan2006 - 10 дек, 2011 21:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 10 дек, 2011 23:37 (UTC) - Развернуть
jaerraeth
9 дек, 2011 15:21 (UTC)
Ты знаешь, каждому свое. То же "сопереживание людЯм" мне вон совершенно не, и произведения, давящие именно на эту кнопку, меня скорее оттолкнут.
(а книг, купленных в этом году, набралось уже с полсотни - и еще несколько запланировано, абы добраться успели...)
temmokan
10 дек, 2011 12:28 (UTC)
Ну так я про себя и говорил, про своё отношение к литературе.
Прмиеры того, что купил, дать можешь?
(без темы) - jaerraeth - 10 дек, 2011 14:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 10 дек, 2011 17:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - jaerraeth - 11 дек, 2011 08:54 (UTC) - Развернуть
talliori
10 дек, 2011 09:46 (UTC)
Подпишусь. За последние 5-6 лет прочла всего около 7 новых книг (и все они практически были одного автора)) - а ведь раньше томик за вечер шел, каждый вечер новый. Также аналогично - снятое с полки старьё идет на ура, в прежнем темпе и с прежним удовольствием. Залипаешь на ночь, как впервые, хотя уже читано-перечитано.
Я уж думала, это мои вкусы испортились, или от чтения отбило - но похоже, это в консерватории надо чего-то подправить %\

С музыкой, кстати, так же. И с кинематографом.
temmokan
10 дек, 2011 17:05 (UTC)
Да, дегенерация во всём культурном слое.

Вопрос про "что делать?", кстати, далеко не праздный. Если вовсе ничего не делать, останется только масса, обученная смотреть ТВ, слушать радио и прочими электронными средствами подменять разумную деятельность головного мозга.
ilmare_
10 дек, 2011 13:05 (UTC)
(Грэм)
Про связку "спрос-предложение" - с другого боку.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ такова, что от нее хочется убежать => ТАКОЙ спрос ("она читала женские любовные романы" (с) Шаов, или, более раннее и всеобъемлющее, "Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой" (с) Беранже).
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ такова, что издательскую политику определяет не долгосрочная польза (воспитание, просвещение), а краткосрочные коммерческие соображения. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ такова, что писатель либо не живет с доходов от литературы => пишет хуже и/или меньше, чем мог бы, либо пишет под заказ издательств.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ такова, что кино перетягивает аудиторию на себя. Оно технически дозрело давать более впечатляющий "сон золотой" (грубо говоря, торт на тарелке действует сильнее, чем торт на картинке, а торт на картинке - сильнее, чем описание торта) - средний школьник просто НЕ СПОСОБЕН длительно сосредотачиваться на тексте, НЕ СПОСОБЕН по словам вообразить СВОЕ; у взрослых эти дефекты слабее, но зато меньше досуга для чтения. (Отсюда же, от бедности воображения, бОльший успех сериалов вроде "Конана" - не трудиться лишний раз, входя в новый фант. мир)
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ такова, что честный писатель часто просто не знает, к чему призывать и что воспитывать, а очередную сатиру/антиутопию создавать не хочет. То есть или не писать вовсе, или писать не для себя (все по тому же "заказу"), или убегать как можно дальше в отвлеченные проблемы.

Чтобы изменилось положение с худ. литературой - нужно менять действительность. Не обязательно шибко радикально-революционно-насильственно (это лекарство хуже болезни: читать/писать будет некогда, придется тупо выживать). ПРОГРАММУ предложить прямо сейчас не могу, так, несколько пунктов.
1. продвигать (через Имхонет, например) достойные произведения/имена
2. поддержать рублем (покупкой книг, а можно и благотворительностью) инициативы типа Фонда "Династия" (издание современной научно-популярной литературы; ключевые слова - "современной" и "научно-". ВОЗВРАЩЕНИЕ из мира иллюзий в действительность более ШИРОКУЮ, не ограниченную домом/офисом/ящиком/шопом).
3. то же что п.2 для реалистической, ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ, литературы (например, Соломатина). Опять-таки, возвращение в реальный мир.
4. В некоторых случаях из п.2-3 - профессиональная помощь (соавторство, бета-ридерство, продвижение в знакомом издательстве и т.п. - например, Дивов для "НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ").
5. (самое сложное) разработать и внедрять программу обучения ЧТЕНИЮ (не только складывать буковки ;))
temmokan
10 дек, 2011 17:16 (UTC)
Re: (Грэм)
Вот за что люблю и уважаю тебя, так это за обстоятельные и дельные ответы.

Если действительность настолько плоха, то как минимум честному писателю стоит описывать то, какой действительность должна быть.

Потому что визуализация, вера - это на самом деле большая сила. Потому что уводя людей в "потустороннее", в сказочные ипостаси реальности, или в типовые миры попаданчества или баронов-драконов, он делает то же, что сотворил с крысами, а потом с детьми известный человек с дудочкой.

Честный писатель не может быть запутан. У него есть картина светлого будущего, потому что писатель всегда знает, в каком мире хочет жить. И это ясно видно по творчеству - из-под пера наших некоторых известных мэтров такоё прёт, что впору людям назначать лечение как минимум у психотерапевта.

Итак, вот моя позитивная программа.

0. Внедрять старые добрые установки, что
- читать - это правильно и жизненно необходимо человеку, который хочет вырасти личностью
- образование - это правильно... далее см. выше
- самостоятельность мышления - это правильно...
- позитивная наука - это правильно...
Для этого потребуется многое - отменить идиотизм вида ЕГЭ, удержать на рабочих местах тех педагогов, которые ещё в строю (говоря о педагогах, говорю о квалицифированных специалистах, которые сами придерживаюстя упомянутых выше требований), сделать профессию педагога уважаемой и престижной.
1. Продвигать через Сеть, публиковать в электронном виде произведения искусства, ориентированные на то самое светлое будущее, описание мира, *который можно вырастить из нашего*, без тотального насилия, войн и прочей свинцовой мерзости бытия.
2. Всячески поощрять, как минимум распространением новостей ("сарафанное радио" не утратило мощи) обо всех мало кому известных, или же мало читаемых (смотримых, слушаемых и т.д) деятелей культуры.
3. Помогать всеми другими способами всему новому, позитивному, гуманному, что в соответствии с ране указанными принципами.

Я бы с удовольствием поучаствовал с желающими в разработке и осуществлении практически всего, упомянутого выше.
Re: (Грэм) - ilmare_ - 11 дек, 2011 02:42 (UTC) - Развернуть
Re: (Грэм) - temmokan - 12 дек, 2011 07:54 (UTC) - Развернуть
Re: (Грэм) - morthan2006 - 11 дек, 2011 14:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - temmokan - 12 дек, 2011 07:15 (UTC) - Развернуть
morthan2006
10 дек, 2011 21:46 (UTC)
Посоветуйте мне что-нибудь такое, а? Из современного.

Хм... Ну, «Астровитянку» уже советовали, так что присоединяюсь.

Ещё есть такой Верещагин Олег Николаевич. Творчество у него очень сильно на любителя, что подтверждается массой диаметрально противоположных мнений на Либрусеке. Среди произведений встречается как совершенно аццкая тошнотворная мегажесть («Мир вашему дому», «Путь в архипелаге»), так и очень неплохие вещи («Если в лесу сидеть тихо-тихо...», «Перекрёсток двенадцати ветров», «Про тех, кто в пути», «Garaf»). Это что касается героев. Чувствуется, что человек в книгу душу вкладывал. За текстом явно наблюдается скрытое кипение эмоций, которым незаметно заражается читатель. Такие книги мне встречались редко, именно поэтому писателей, коим удаются подобные фокусы, я традиционно беру на заметку.

Ещё Шепелёв, «Грани». Чрезвычайно хорошо, хотя автор (авторы?) интенсивно оперирует намёками на Валентинова, Крапивина и прочих. Что это — дань уважения или отсутствие хорошего тона, я пока не разобрался.

Коваленко (уже мелькавший в комментариях повыше). К упомянутым «Против ветра» и «Боевые паруса» могу добавить три части «Кембрийского периода». Очень хороший, прям-таки замечательный попаданец, аж душа за него (неё?) радуется. И, что характерно, всё логично и ничего сверхъестественного (типа внезапно обнаружившегося в кустах рояля).

И о грустном. «Астровитянку» я ещё умудрился найти в книжном, а вот трёх оставшихся авторов — фигушки! С большим трудом удалось купить с рук вторую серию «Кембрийского периода». Пока что спасают пираты, но это выход для нас, имеющих доступ в Сеть и опыт обращения с компьютером. Большинство же, не обладающее такими преимуществами, будет обречено читать Донцову, а вероятнее — смотреть телевизор.

Такие дела.
temmokan
10 дек, 2011 23:40 (UTC)
О Верещагине слышал, сам на него не выходил, до сей поры не было наводок. Спасибо, при оказии почитаю.

По поводу пиратов - согласен, пока что только они позволяют читать практически всё, что прочёл хоть кто-то из них - а в массе то люди крайне начитанные и эрудированные. "Что как бы намекает".

Телевизор - это уже полный "конец обеда".
ilmare_
11 дек, 2011 13:50 (UTC)
и еще один пруфлинк-перепост от здравого дядьки
http://flavorchemist.livejournal.com/57349.html#comments
Комменты тоже поучительные.
Это, действительно, уже страшно - раньше умение пользоваться компьютером гарантировало хоть какой-то образовательный минимум и интеллект...


А это оффтоп, чтоб малость развеселить
__________________________________________
У нас есть один профессор, который долго и малоуспешно боролся со своими молодыми подчиненными, которые неаккуратно работали с изотопами и оставляли за собой "считающие" столы.
А профессор тот, надо сказать, очень любит всякое зверье - у него и кот, и собака, и попугай, и даже оцелот жил дома какое-то время... И вот привезли ему в подарок парочку мадагаскарских тараканов. Зрелище еще то. Сидит размером в ладонь, и клювом щелкает.

Ну, после очередного радиоактивного скандала профессор принес это животное в коробочке, и положил на самый грязный стол. Ну, типа, скотчем за лапу приклеил, чтоб не утек, и полотенчиком небрежно брошенным сверху накрыл.

Когда аспирантку откачали и отпоили - профессор нравоучительно произнес: "Вот видишь, что от твоей грязи бывает? В следующий раз вообще войдешь в комнату - а посередине таракан как собака, и лапу подает".

Надо сказать, от радиации на столе - помогло одномоментно, лучше многолетних нотаций :)
temmokan
12 дек, 2011 07:52 (UTC)
Re: и еще один пруфлинк-перепост от здравого дядьки
Профессор хорошо разбирается в психологии, что ещё сказать.

Кстати, а тропические тараканы могут быть впоенл интересными зверями. Если не выпускать за пределы террариума.

Упомянутый же бред про ГМО и есть бред - люди просто живут в собственной версии реальности. Я бы предложио слепой метод проверки влияния ГМО на пятки оного субъекта, но, боюсь, против такого склада ума ничего, кроме могилы, не поможет.
(Анонимно)
13 дек, 2011 08:46 (UTC)
Полагаю, извинение излишне. Упрек в самую суть. Вопрос в том, что со всем этим делать? Перевоспитание - насилие. А те, кто не нуждается в перевоспитании бесполезно скрипят зубами, сознавая бессилие...
temmokan
13 дек, 2011 09:04 (UTC)
Хорошо, когда не только задаётся вопрос, но и что-то, действительно, делается.
ilmare_
13 дек, 2011 23:19 (UTC)
Роль чтения - разбираемся.
Защищая культуру чтения, писатель, безусловно, действует в своих интересах (думаю, очевидно).
Книга потеснила устную литературу (рапсодоы-акыны-филиды и пр. "дрейфовали" от РАССКАЗЫВАНИЯ к МУЗЫКЕ, сузилась аудитория сказок и преданий в фольклоре - до "для детей"). Книга как передатчик знаний вне конкуренции (лекционно-семинарский, и тем более "урочный" способ во-первых, узок тематически, во-вторых, не эффективен по забыванию услышанного). Может, книге В СВОЮ пора уступать место другим технологиям (в первую очередь видео)? Не пытаемся ли мы при этом бороться против ЕСТЕСТВЕННЫХ процессов? (Вопрос, кстати, в твоем блоге уже обсуждался).

Научно-учебные книги во все времена, по возмоности, дополнялись демонстрациями (анатомический театр, физические и химические опыты, зоопарки, музеи...) и включали инфографику (чертежи, графики, генеалогические деревья и т.п.). Документальное видео/анимация - новый уровень демонстрации и инфографики, а не "замена" чтению.
Как средство "продвижения ценностей" (воспитания) книга всегда лишь дополняла реальную жизнь ("семью" и "улицу"), отчасти конкурируя, отчасти поддерживая церковь. Если книга не соответствовала жизненному опыту и выводам из него - она отвергалась.

В художественной области, наиболее нам интересной, ситуация сложнее. Театр и чтение сосуществуют веками; движущиеся картинки тоже не новы (для любознательных - http://feodororg.livejournal.com/). Развитие кино сделало "визуальные развлечения" доступнее, а экономические причины за последние 15 лет СНИЗИЛИ доступность книг => "смотреть, а не читать". ЭТО ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПРОБЛЕМЫ. ВТОРАЯ часть проблемы - тенденция уходить в иллюзии - обсуждалась выше.

Меж тем чтение как способ добычи информации (в широком смысле, не только сведений, но и пищи для эмоций) НЕ ИМЕЕТ АЛЬТЕРНАТИВ. Чтение НЕ НАВЯЗЫВАЕТ темпа (можно остановиться и подумать) в отличие от театра/видео/аудио. Чтение - именно ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ функция (для сравнения - http://scnc.ru/page.php?al=kak_osminogi_reagirujut_ ;), за что купил - за то продаю, может и утка). Чтение позволяет вызвать в воображении НЕВИЗУАЛИЗИРУЕМОЕ (например, 5-мерное пространство или там "чувство причастности к истории человечества"). В таком (условно говоря, "психофизиологическом") подходе даже чтиво оказывается ПОЛЕЗНЫМ: сохраняет навыки извлекать информацию из буковок.

При прочих равных, чтиву не место на книжных полках, равно как и "наукообразию" в духе Фоменко или Гроффа.
temmokan
14 дек, 2011 12:19 (UTC)
Re: Роль чтения - разбираемся.
Ну, в целом я не вижу, с чем мне лично вести полемику, но дополнить - стоит.

Замена текста на видео и аудио. Одно из частных проявлений того, что чтение отодвигают бум видео- и аудиокурсов, особенно обучающих. Если не предлагаешь в Интернет-курсе видео-версию, то как бы и кузяво уже.

При этом, действительно, отодвигается не только умение работать с текстом, устраняются все полезные его свойства (в т.ч. технические - возможность поиска, например), но и явно указывается, что слушателей курса всё менее и менее считают людьми мыслящими, способными не только на подражание, но на активное использование головного мозга.

Кино и прочее видео-аудио, когда подконтрольны (играю их на компьютере, например, а не с экрана кинотеатра вижу), не так уж сильно задают темп восприятия. Другое дело, что они не настолько загружают CPU человека, как текст или картины (по мне, коллекция картин способна дать немалую пищу для раздумий, хотя работают не так, как текст).

Итого, пугающие тенденции:
- людей осознанно (экономически и иными средствами) отучают читать
- людям навязывают установку на то, что видео- и аудио материалы удобнее текста (причём во всех аспектах)

Выводы делаем каждый сами, главное - не пугаться раньше времени.
( 58 мнений — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

За последний месяц

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner