Константин Бояндин (temmokan) wrote,
Константин Бояндин
temmokan

Categories:
  • Location:
  • Music:

Ложбан как элемент светлого (или не очень) будущего

В предыдущей заметке я упоминал, что всерьёз занимаюсь изучением ложбана. Спасибо добрым людям, дали полезные ссылки на сообщество энтузиастов этого языка. Сейчас с гарантией могу сказать, что ложбан как вспомогательный язык общения и язык науки у меня представлен во всём цикле "Аглафар" (Земля в 24-м и далее веках), а также используется в том же качестве в романе "Мёртвый сезон" (здесь отрывок интересующимся). Ложбан упоминается в существующей версии "Квинтэссенции" (здесь рабочий отрывок).

Почему именно ложбан?

Как минимум потому, что это язык, построенный для точного выражения мыслей. В нём становятся невозможными такие двусмысленности, как "казнить нельзя помиловать", но все прочие языковые средства, включая тропы - никуда не делись.

Я был и остаюсь поклонником эсперанто - низкий поклон учителям из НГУ, которые помогли проникнуться уважением к творению Заменхофа (особенно - Адольфу Ивановичу Гроссу). Но! Эсперанто - язык "усреднённый", среднее лингвистическое индоевропейских, неизбежно наследующее все их недостатки.

Другой крайностью являлся бы невообразимо избыточный ифкуиль. Учить его - примерно то же, что программировать на Brainf*ck или Malbolge.

После долгого изучения материала я остановился на ложбане. Сейчас уровень познания в нём - "бегло пишу со словарём". Но учитывая простоту и небольшой объём необходимого материала, бегло писать и читать на нём можно научиться за пару недель.

Почему будущее в моём понимании остановилось на ложбане как языке науки и взаимопонимания? Потому что будущее у меня не идеально. Да, землю вычистили от того мусора, которым её едва не отравило человечество за всё предыдущее время. Да, люди расселились по другим планетам, Землю же оставили как планету-колыбель, всегда под пристальной охраной и особым статусом. Да, есть синтезаторы и репликаторы, освоены технологии создания альтернативных реальностей для желающих изучать прошлое, но - люди всё те же. Природа их изменилась несущественно. Власть денег прошла, но страсть реализовать себя, проявить не менее всепоглощающая и требовательная. Проблемы отношений между людьми всё те же, основные страсти и пороки никуда не делись.

В такой ситуации логично выбрать язык, не принадлежащий ни одной исторической культуре, в качестве языка понимания и познания мира. Примерно так.

Если бы вы выбрали свой вариант позитивного будущего человечества (без апокалиптических сценариев), как бы вы себе его представляли?

И обещанные ссылки:

  • menli melbi bangu (сообщество ВКонтакте)
  • lojban_ru (сообщество в ЖЖ, в профиле дальнейшие ссылки)

Tags: раздумия, творческие планы, человек
Subscribe

  • "Отстаньте от кейворита" (ч. 3)

    Вопрос, насколько хорошо автор продумал те или иные подробности своего мира, всегда привлекают внимание. И речь не о грубых "ляпах", которые…

  • Редактор. Должен. Быть. Один.

    Можно считать завершённым эксперимент, длившийся почти год. Я совершенно точно знаю, что этот текст прочтут как минимум два литературных редактора, о…

  • К слову о Гюисмансе

    Перечитывая "Наоборот" Гюисманса, отметил следующий занятный момент: "Постепенно он от них отошел и стал приглядываться к писателям, вроде бы более…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 121 comments

  • "Отстаньте от кейворита" (ч. 3)

    Вопрос, насколько хорошо автор продумал те или иные подробности своего мира, всегда привлекают внимание. И речь не о грубых "ляпах", которые…

  • Редактор. Должен. Быть. Один.

    Можно считать завершённым эксперимент, длившийся почти год. Я совершенно точно знаю, что этот текст прочтут как минимум два литературных редактора, о…

  • К слову о Гюисмансе

    Перечитывая "Наоборот" Гюисманса, отметил следующий занятный момент: "Постепенно он от них отошел и стал приглядываться к писателям, вроде бы более…