Константин Бояндин (temmokan) wrote,
Константин Бояндин
temmokan

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Плюс-минус квад

Технике будущего фантасты уделяют подчас очень много времени, живописуя все детали, тщательно и с наслаждением. Разумеется, технологии будущего иной раз выглядят очень своеобразно даже из-под пера титанов.

Станислав Лем, «Непобедимый»: «Потом на пультах, залитых багрянцем далекого солнца, пылавшего на центральном экране, начали перемигиваться огоньки. Зашевелились ферромагнитные ленты, программы медленно вползали внутрь все новых и новых приборов, переключатели высекали искры, и ток уплывал по проводам с гудением, которого никто не слышал. Закружились электромоторы, преодолевая сопротивление давно застывшей смазки и поднимаясь с басов на высокий стон. Матовые слитки кадмия выдвигались из вспомогательных реакторов, магнитные помпы сжимали жидкий натрий в змеевиках охлаждения, по обшивке кормовых отсеков пробежала дрожь, и одновременно легкий шорох из-за бортовых переборок – словно целые стада зверьков носились там, постукивая коготками о металл, – сообщил, что приборы автоматического контроля уже отправились в длинное путешествие, чтобы проверить каждое соединение лонжеронов, герметичность корпуса, прочность металлических швов.».

При всём уважении к мэтру, я с трудом представляю себе ферромагнитные ленты и лампочки пультов привычного нам вида. Конечно, это не делает роман ничуть хуже, поскольку не это главное. Но всё равно не могу не улыбнуться, перечитывая второй абзац.

Вычислительной технике будущего уделяют особенно много времени. Возможно, даже больше, нежели бластерам-шмастерам. И вот тут начинается интересное, поскольку попасть пальцем в небо, делая прогнозы, крайне легко. Известный закон Мура (число транзисторов на кристалле будет удваиваться каждые 18 месяцев) вряд ли будет в ходу. Однако и в смысле объёмов информации, и в смысле скоростей переработки прогнозы выглядят примерно так же, как выглядели бы экипажи будущего в прогнозах человека, который не мыслил ничего лучше паровоза.

В известном сериале «Star Trek» для обозначения количества информации используется «квад» (quad). Что это такое — никто не ведает, в точности неизвестно. Возможно, это квадриллион байт (1015 байт). В любом случае это очень и очень много (а по мере развития событий начинают мелькать обороты вида «миллиарды тераквад»).

Ваш покорный слуга при проработке Аглафара взял за типичный объём памяти 342 — величину, близкую 1020. Тройка — потому что используются вычислительные машины на базе симметричной троичной системы счисления. Минимальная единица информации — девять троичных разрядов. Скорости передачи информации и аналог того, что сейчас именуется тактовой частотой процессора, также достаточно велики, чтобы описание возможностей электронного мозга и систем кораблей не казались нелепыми.

Может ли кто-нибудь вспомнить, какие цифровые технологии дальнего будущего, в каких именно произведениях были бы максимально проработаны, внутренне непротиворечивы и, вместе с тем, не являлись простой экстраполяцией наших с вами реалий?

Интересно было бы посмотреть. Чтобы ошибка автора в плюс-минус квад не казалась сколько-нибудь заметной, и чтобы при этом без магнитных лент, транзисторов и мониторов в привычном нам понимании.

Tags: раздумия, творческий процесс, технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →