?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Память человечества (ч. 2)

Общение с одним из основателей "Memory of Mankind" навело на некоторые, не слишком приятные мысли об истории и памяти человечества в целом.


Как много подлинных исторических памятников сохранилось, скажем, со времён античности? Я не предполагаю, что "всю историю переписали, ничего подлинного нет". Интересно оценить, насколько точно на самом деле мы знакомы с древней историей.


Священные тексты арьев (на местности, ныне известной как Индия) передавались устно, и утверждается, что техника передачи была очень и очень точна, тексты не искажались. И утверждается, что не искажались минимум две тысячи лет. Поскольку нет никакой возможности проверить достоверность этого утверждения, можно временно принять его на веру. Что известно об исторических памятниках других местностей, народов и времён?


В публикациях упомянутого MoM предполагается, что до наших времён дошло менее одного процента достоверной информации о прошлом. Пусть даже письменность не позволила сгинуть всему корпусу знаний за последние три и более тысячи лет, но ведь и письменные памятники пропадали, иной раз в огромных количествах.


Модно спорить, действительно ли Умар ибн Хаттаб приказывал сжечь Александрийскую библиотеку. Главное, что она сгорела. Сгорали и терялись с тех пор очень и очень многие материалы. Книги и другие бумажные публикации, микрофильмы, магнитные плёнки.


Полагаю, не всех удивит тот факт, что библиотеки вполне официально уничтожают старые книги. То же касается порой и архивов официальных. Данные теряются, порой - во всё тех же ужасающих количествах. А пустоту порой заполняют позднейшей интерполяцией. Ни на что не намекая - сравните учебники истории советских времён (у кого сохранились от родителей и их родителей) с новейшими историческими учебниками.


Что касается Интернета и цифровых носителей вообще, здесь всё ещё хуже. Даже не потому, что данные теперь не только теряются, но и фальсифицируются. Интернет позволил порождать огромное количество белого шума - искажённых и попросту недостоверных данных. Всех видов - текст, изображения, аудио- и видеоматериалы. Нет никакой возможности понять, что именно сообщают вам те же поисковики - стараниями SEO-оптимизаторов и недобросовестных, скажем так, коммерсантов Сеть полна лживой и просто ненужной информации. Про то, что доля спам-сообщений в общем потоке электронной почты редко опускается ниже половины, узнать несложно.


В общем, ситуация безрадостная. Данные теряются, доверия к ним нет - всё можно подменить, исправить, изъять из доступа. Если взять срез в тот же 1% и предположить, что статистически состоятельная выборка попадёт к археологам какого-нибудь XXXI века, что они решат о современной нам культуре, науке, повседневности?


Предполагаю, что упомянутый срез будет мало коррелировать с действительными достижениями науки и культуры, там будет мало действительно достоверных исторических фактов.


И что-то подсказывает мне, что ситуация будет и далее развиваться от плохого к худшему. Найдётся ли у кого-нибудь хотя бы пара обнадёживающих контр-аргументов?



Если не сказано иначе, все записи в этом журнале подпадают под следующую лицензию:
Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 Unported License
О распространении моих произведений в электронном виде

Comments

( 6 мнений — Высказать мнение )
textoed
16 сент, 2018 15:10 (UTC)
Один аргумент предложил Гессе в "Игре в бисер" - когда попса и вранье достигают некоей критической точки, появляются альтернативные хранители знания (НЕ ПУТАТЬ с "альтернативной" наукой, которая разновидность той же попсы).
Второй аргумент - "не текстом единым". Память человечества сохраняется в виде материальной культуры. Послушай археологов на "Родине Слонов", они довольно часто говорят не только о находках, но и о методах.

А вообще вопрос хороший: что нужно знать историку и тем, кто так или иначе пользуется историческим знанием (например, беллетристы). Разрозненные факты сами по себе вряд ли имеют ценность - они или доказывают, ил опровергают гипотезы о исторических процессах.
temmokan
17 сент, 2018 03:11 (UTC)
Хранители знания уже появляются, насколько можно судить. Только они не особо отсвечивают, потому по типовым запросам в поисковиках велика вероятность попасть на "альтернативно одарённое" мнение, а не на адекватный ответ.

"Родина слонов" - радиопередача? У меня неприятие аудиовещания. Всегда предпочитаю текст. Но если нет альтернативы, послушаю, для знакомства с предметом, спасибо.

А вот на хороший вопрос пока не соображу годного ответа.
Ирина Иванова
27 сент, 2018 08:35 (UTC)
Да, радиопередача, у них есть группа в ВК с записями эфиров (скачивается на раз и слушается в удобное время). Тоже предпочитаю текст, но в данном случае - не раздражает и аудио, будто с умным человеком на кухне беседуешь ;)
temmokan
28 сент, 2018 12:21 (UTC)
Интересно, надо полюбопытствовать. Хотя бы для ознакомления.

Спасибо!
zveriozha
16 сент, 2018 19:05 (UTC)
Ситуация вовсе не безрадостная, а такая, какая есть.

У нас нет рядом сотни параллельных реальностей, в которых сохранилось 10% или 20% вместо одного.

Человечество во все времена было озабочено прежде всего выживанием, а вовсе не сохранением памятников культуры для потомков. Очень круто, что сохранилось и то, что сохранилось. :)
temmokan
17 сент, 2018 00:47 (UTC)
"Безрадостная" - это частная оценка, мнение. Имею полное право считать безрадостной.

Ситуация изменилась с появлением Интернета, поскольку о такой проблеме, как фальсификация и "засорение" информационной среды вряд ли кто-то думал при создании всемирной сети.

Я бы сказал, что по мере переноса основного корпуса знаний в цифровую форму ситуация выживания достоверных данных и ситуация выживания культуры в целом станут разными проекциями одного и того же процесса.
( 6 мнений — Высказать мнение )

Профиль

2012, Осень
temmokan
Константин Бояндин
Проза жизни

Метки

Сводка страницы

За последний месяц

Июнь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Статистика


Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner